Рудольф Штайнер

Теософия

/>

одни полезными, другие - вредными. И третье - это познания, которые он, как

'богоподобное существо', получает о предметах, тайны их действия и бытия,

которые раскрываются ему.


Резко делятся эти три области в человеческой жизни. И поэтому человек

замечает, что он трояко связан с миром. Первое есть нечто, что он застает,

что он принимает как данный факт. Благодаря второму он делает мир чем-то,

что касается его, что имеет значение для него. Третье - это то, что он

рассматривает как цель, к которой он должен неустанно стремиться.


Почему является человеку мир в этом трояком образе? Самое простое

наблюдение может нам прояснить это. Я иду по лугу, поросшему цветами. Цветы

говорят мне о своих красках при помощи моего глаза. Это факт, который я

принимаю как данное. Я радуюсь великолепию красок. Этим я обращаю данный

факт в нечто, касающееся меня самого. При помощи моих чувств я связываю

цветы с моим собственным бытием. Через год я снова прохожу по этому же лугу.

На нем растут другие цветы. Новая радость вырастает во мне при виде их. Моя

радость прошлого года возникает вновь, как воспоминание. Она во мне,

предмет, который зажег ее, отошел. Но цветы, которые я теперь вижу, того же

рода, как и прошлогодние, они выросли по тем же законам, как и те. Если я

уразумел этот род, эти законы, то я найду их вновь и в этих цветах, как я

узнал их в прошлогодних. И, быть может, я подумаю так: цветы прошлого года

отошли, моя радость о них осталась лишь в моем воспоминании. Она связана

только с моим бытием. Но то, что я узнал о цветах в прошлом году, это

пребудет, пока растут такие цветы. Это нечто, открывшееся мне, но зависящее

от моего бытия иначе, нежели моя радость. Мои чувства радости остаются во

мне, законы же, сущность цветов, остаются вне меня в мире.


Так человек постоянно связан трояким образом с вещами мира. Не будем

пока ничего влагать в этот факт, воспримем его таким, каким он нам

представляется. Из него следует, что у человека в его существе есть три

стороны. Только это, а не что-либо иное, должно быть пока обозначено здесь

тремя словами: тело, душа и дух. Тот, кто с этими словами соединит

какие-либо предвзятые мнения или даже гипотезы, конечно, неизбежно поймет

превратно дальнейшее изложение. Под телом здесь разумеется то, посредством

чего для человека открываются предметы окружающего ему мира, как в

вышеприведенном примере цветы лугов. Словом душа указывается на то, чем

человек связывает вещи со своим собственным бытием, чем ощущает он от них

удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, радость и боль. Под

духом разумеется то, что открывается в человеке, когда, по выражению Гете,

он, как 'богоподобное существо' взирает на вещи. В этом смысле человек

состоит из тела, души и духа.


Через свое тело человек на мгновение может привести себя в связь с

вещами. Через свою душу он сохраняет в себе впечатления, производимые на

него вещами, и через его дух открывается ему то, что сами вещи хранят в

себе. Только рассматривая человека с этих трех сторон, возможно надеяться

постичь его существо. Ибо эти три стороны являют его в трояком различном

родстве с остальным миром.


Своим телом человек сродни вещам, которые представляются извне его

чувствам. Вещества внешнего мира составляют это его тело, силы внешнего мира

действуют также и в нем. И как рассматривает он предметы внешнего мира

своими чувствами, так может он наблюдать и свое собственное телесное бытие.

Но душевное бытие невозможно рассматривать таким же образом. Все, что во мне

происходит телесного, может быть воспринято чувствами. Но мое удовольствие и

неудовольствие, мою радость и боль, ни я, ни кто-либо другой не может

воспринять телесными чувствами. Душевное - есть область, недоступная

телесному созерцанию. Телесное бытие человека открыто взглядам всех,

душевное же бытие он несет в себе, как свой собственный мир. Через дух же

человеку открывается внешний мир более