в его сознание потоком
духовных энергий и использовать его; в-пятых, осуществить руководство
и сотрудничество при воссоздании личности пациента, то есть при
собственном психосинтезе.
В период 'темной ночи души' помощь особенно затрудняется тем
обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тумане, он
погружен в свои страдания, и свет духа не достигает его сознания.
Единственное, что можно сделать, - это неустанно повторять, что
состояние его лишь временное, а не постоянное, поскольку именно
уверенность в последнем повергает пациента в глубокое отчаяние. Мы
также рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, сколь
бы тяжкими они ни были, обладают такой духовной ценностью, содержат в
себе зародыш столь высокого счастья, что придет время, когда он будет
благословлять их. Так мы поможем пациенту перенести страдание с
покорностью и смирением.
Следует заметить, что описанные психологические и духовные
средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно
облегчило страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают
целительные силы природы: здоровое питание, упражнения по релаксации,
соприкосновение с природными элементами, подходящий ритм различных
видов физической и психической деятельности.
В некоторых случаях лечение затруднено тем, что у пациента
наблюдается смещение прогрессивных и регрессивных расстройств. Это -
случаи неравномерного и дисгармоничного внутреннего развития. Такие
люди одной частью своей личности могут достигать высокого духовного
уровня, а другой - оставаться рабами детской зависимости или
бессознательных 'комплексов'. Впрочем, можно сказать, что при
тщательном анализе проблемы регрессивного рода обнаруживаются у
большинства идущих по духовному пути и почти у всех так называемых
'нормальных' людей. Тем не менее, обычно регрессивные или
прогрессивные проявления заболевания решительно преобладают. Вместе с
тем всегда нужно считаться с возможностью того, что в недуге
соединяются симптомы обеих групп, каждое отдельное расстройство нужно
исследовать и интерпретировать, чтобы понять его истинную причину и
найти подходящее лечение.
Из вышесказанного очевидно, что для эффективной помощи при
нервных и психических расстройствах, возникающих в ходе духовного
развития, нужны знания и опыт двух уровней: врача, который
специализируется по нервным заболеваниям и психотерапии, и серьезного
исследователя духовных путей, а еще лучше - странника на этих путях. В
наше время тот или другой опыт редко объединяются в одном человеке. Но
поскольку нуждающихся в таких целителях становится все больше, люди,
способные к такой работе, должны готовить себя к ней.
Лечение могло бы очень продвинуться и благодаря соответствующей
подготовке персонала, способного осуществлять все детали лечения.
Наконец, важно, чтобы публика, общественность хотя бы в общих чертах
знала об основных взаимосвязях между нервно-психическими и духовными
кризисами. Тогда семья могла бы помогать больному и врачу, а не
создавать дополнительные трудности своим невежеством, предрассудками и
сопротивлением. Если бы нам удалось обеспечить такую подготовку
врачей, персонала, общественности, то это бы устранило множество
лишних страданий, и многие странники на пути духа легче достигли своей
высокой цели: соединения с Божественным.