Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив.
Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторых
случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства.
Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения.
Весь 'мусор', поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.
Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание,
усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже,
безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде.
Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность
выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные
устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из
бессознательного.
Спад может заходить так далеко, что человек начинает отрицать
духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире
царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что
с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными 'сказками'. Он
может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и
других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но несмотря на все
усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо
того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Он уже не может
просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя
божественная тоска. В целом реакция крайне болезненна, с приступами
отчаяния и мыслями о самоубийстве.
Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием того,
что происходит, и тем самым осознанием единственного пути для
преодоления трудностей. Именно в этом человеку необходима помощь со
стороны.
Нужно помочь ему осознать, что состояние благодати не может
длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна.
Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным
солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет
рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину и
потом медленно, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к
вершине. И осознание того, что пережитый спуск или 'падение' -
естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и
ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный
подъем.
Кризисы на стадии духовного преображения.
Упомянутый подъем в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это длительный и сложный процесс, включающий
различные фазы: фазу активного ощущения с целью устранения препятствий
потоку духовных сил; фазы развития внутренних способностей, прежде
скрытых или слабо выраженных; фазы, в течение которых личность должна
безмолвно и кротко давать духу работать с собой, мужественно и
терпеливо перенося неизбежные страдания. Это время, полное перемен,
когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга. Нередко силы человека
на этом этапе настолько поглощены тяжкими и порой мучительными внутренними событиями, что он плохо справляется с разнообразными требованиями внешней личностной жизни. Посторонний наблюдатель, оценивающий такого человека с точки зрения его нормальности и практической эффективности,
скорее всего придет к выводу, что он как бы стал 'хуже', 'стоит'
меньше, чем раньше. Так внутренние проблемы духовно развивающегося
человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками семьи,
друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о
пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека
его достоинств в практической жизни. Подобные суждения часто вызывают
глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.
Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит
справляться с личной чувствительностью и помогает вырабатывать
твердость и независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться
такому испытанию, а терпеливо принять его. Если же близкие поймут