Шантидева

Луть Бодхисаттвы

Дхармы обширной.

Не оставляй путь бодхисаттвы

И не вводи других в заблуждение сутрами и мантрами.102

Когда плюешь или выбрасываешь зубочистки,

Засыпай это землею103.

Недостойно испускать мочу и прочее

В воду или на землю, используемую другими людьми.

Когда ешь, не следует набивать свой рот,

Широко его раскрывать и громко чавкать.

Сидеть, вытянув ноги,

И потирать ладони104.

Не путешествуй, не возлежи и не сиди

Наедине с чужими женщинами.

Увидев и расспросив, что принято [в данной местности],

Откажись от поведения, беспокоящего мирян.105

Не указывай пальцем,

А, разъясняя путь,

Почтительно протяни

Открытую ладонь правой руки.

Не кричи и не размахивай руками,

Если на то нет крайней необходимости,

[Но привлекай внимание] щелчком пальцами106,

А иначе утратишь контроль над собой.

[Перед сном] ляг в желаемом направлении,

Подобно тому, как лежал Покровитель, уходя в нирвану107.

И сразу же, сохраняя бдительность,

Вознамерься пробудиться без промедления.

Нет числа деяниям бодхисаттвы,

Так говорят учения.

А потому прежде всего исполняй

То, что очищает ум.

Трижды ночью и трижды днем

Перечитывай вслух Трискандха-сутру108.

Так, вверив себя Победителям и бодхичитте,

Очистишь свой ум от оставшихся пороков и злодеяний.

Старательно применяй учения,

Предписанные для тех обстоятельств,

В которых ты оказался

По своему желанию или по воле других.

Ибо нет ничего, что не должен познать

Сын Победителя109.

Тот, кто искусен в этом,

Не ведает пагубного.

Всё, что совершаешь прямо и косвенно,

Пусть будет на пользу другим.

Все деяния, сотворенные ради Пробуждения,

Посвящай благоденствию живущих.

Никогда, даже если придется пожертвовать жизнью,

Не отвергай духовного друга,

Постигшего суть учений Великой Колесницы

И соблюдающего обеты бодхисаттвы.

Научись почитать учителя,

Как преподано в Житии Шрисамбхавы110.

Это и прочие наставления Будды

Постигнешь, читая сутры.

Читай сутры,

Ибо в них описаны практики.

Изучи коренные падения,

Изложенные в Акашагарбха-сутре111.

Непременно снова и снова

Перечитывай Шикшасамуччаю112,

Ибо там подробно описаны

Благие деяния.

Время от времени обращайся

К Сутрасамуччае,

А также усердно изучай

Одноименные труды несравненного Нагарджуны.

Видя, что запрещено,

А что предписано,

Применяй учения,

Дабы защитить умы мирян113.

Итак, подводя итог,

Бдительность —

Это непрерывное осознавание

Состояния ума и тела.

Это я должен исполнить на деле,

Ибо одними словами чего добьешься?

Разве поможешь больному

Чтением медицинских трактатов?

Такова пятая глава “Бодхичарья-аватары”, именуемая

“Бдительность”.

Глава шестая

ПАРАМИТА ТЕРПЕНИЯ114

Какие бы благодеяния

Мы ни накопили за тысячу кальп,

Будь то поклонение Сугатам или даяние, —

Мгновенная вспышка гнева может все это уничтожить.

Нет зла страшнее ненависти,

И нет подвижничества превыше терпения115

И потому усердно подвизайся в терпении,

Прибегая к многообразным методам.

Ум не познает покоя,

Не найдет ни счастья, ни радости,

Сна лишится, утратит стойкость,

Если иглы гнева терзают сердце.

Господин, исполненный ненависти,

Может пасть от рук даже тех,

Кого он наделяет

Богатством и почестями.

Близкие и друзья будут его опасаться.

Даже познавшие его щедрость не станут ему служить.

Одним словом, ничто не подарит счастье

Гневливому человеку.

Всякий, кто признает недругом гнев,

Порождающий такие страдания,

И одолеет его в упорном бою,

Познает счастье и здесь, и в иных мирах.

Недовольство, возникающее во мне,

Когда нечто происходит вопреки моей воле

Или препятствует исполнению моих желаний,

— Это пища для гнева, меня разрушающего.

И потому должен я лишить пищи

Этого недруга,

Ибо он только и делает,

Что причиняет мне вред.

Что бы ни выпало мне на долю,

Пусть неизменной будет радость моя.

Ибо в печали я не достигну желаемого,

И мои добродетели истощатся.

К чему печалиться,

Если все можно еще поправить?

И к чему печалиться,

Если ничего уже поправить нельзя?116

Ни себе, ни своим друзьям

Ты не желаешь страдания и презренья,

Бесчестья и оскорблений.

Врагам же — наоборот.

Причины счастья редки,

А причины страданий весьма многочисленны.

Но без страданий невозможно освободиться из колеса бытия,

Так будь же стоек, мой ум!

Аскеты Карната и сыновья богини Кали

Понапрасну предают свое тело огню и мечу117.

Так неужели не хватит мужества