ДОСУГИ ДУШИ
Одна из радостей здешнего бытия состоит в досуге, в возможно-
сти мечтать и знакомиться со своей собственной сутью.
Конечно, и здесь много дела; но хотя я и намереваюсь вернуться
в земной мир через некоторое время, я чувствую, что здесь у меня
будет время для знакомства с собой. Я стремился к этому и на земле,
более или менее; но здесь меньше спроса на меня. Хотя бы облегчение
в процессе одевания и раздевания и отсутствие нужды зарабатывать
для себя или для других.
Ввиду здешнего досуга, я собираюсь в течение нескольких лет не
только приобрести общие познания - познакомиться с условиями этого
четырехмерного мира, но и пройти в обратном порядке все мои прежние
жизни и усвоить все, чему я научился в них. Я хочу сделать полный
синтез опытов моего эго, вплоть до настоящего срока, чтобы вывести
из этого синтеза, ч т о я смогу делать в будущем по линиям наи-
меньшего сопротивления. Я думаю, - хотя я еще не вполне уверен -
что я могу принести с собой многое из этих знаний, когда снова вер-
нусь на землю.
Я постараюсь известить вас в свое время, когда, и приблизи-
тельно, где найти меня. Чего же вы испугались? Это будет еще не
скоро. Я мог бы, вероятно, ускорить свое возвращение, но это было
бы немудро, потому что я не мог бы вернуться с таким размером сил,
какого я хочу. Так как действие и противодействие противоположны и
равны, и 'эго' человека способно развивать только определенное ко-
личество энергии в данное время, поэтому лучше для меня оставаться
в условиях этой легкой материи, пока я не соберу достаточно энергии
для того, чтобы вернуться назад очень сильным. Но я не поступлю
так, как делает большинство душ: они остаются здесь, пока не уста-
нут от этого мира так же, как раньше они уставали от земной жизни,
после чего они устремляются назад почти бессознательно непреодоли-
мой силой ритмического прилива и отлива. Я же хочу руководить этим
ритмом.
С тех пор, как я здесь, один из тех, кого я знаю, вернулся на
землю. Он был уже совсем готов, когда я впервые нашел его. Самое
странное было то, что он сам не понимал своего состояния. Он жало-
вался на усталость и на потребность частого отдыха. Это был, по
всей вероятности, естественный инстинкт, чтобы подготовиться к вер-
ховному усилию еще раз раскрыть двери материи. Легче войти сюда,
чем перейти из этого мира в ваш мир.
Я знаю, где теперь находится эта душа: мне сказал Учитель. Ме-
ня это удивило, так как человек, о котором идет речь, не должен бы,
по моему мнению, интересовать Учителя. Но кто знает? Возможно, что
в ближайшей своей жизни он соприкоснется с их учением.
Но я хотел говорить о здешних досугах. Мне хотелось бы, чтобы
и у вас было больше досуга. Я не говорю о лени, но о пассивном сос-
тоянии ума, которое имеет такое же значение, как и активное состоя-
ние. Только когда вы пассивны, можем мы достигать вас. Если ваше
тело и ум постоянно заняты, нам трудно повлиять на вас отсюда. Най-
дите немного времени, чтобы ежедневно совсем ничего не делать; в
таком случае подсознательные части вашего ума начнут работать. Они
напомнят вам, что существует внутренняя жизнь, ибо внутренняя
жизнь, которая доступна вам на земле, есть настоящая точка сопри-
косновения с миром, в котором живем.
Я уже говорил вам, что оба мира соприкасаются, и они соприка-
саются через внутренний мир. Вы входите внутрь, чтобы выйти наружу.
Это парадокс, но парадоксы заключают большие истины. Противоречия -
не истины, но парадокс не есть противоречие.
Существует большая разница во времени, в течение которого люди
остаются здесь. Вы говорите о тоске по родине. Здесь есть души, ко-
торые испытывают такую тоску по земле. Они иногда возвращаются поч-
ти немедленно, но это большая ошибка. За исключением очень молодых,
не использовавших энергии, сохранившейся от последней жизни, слиш-
ком быстрое возвращение назад лишает душу силы сопротивления.
Как ни странно, а здесь можно встретить таких, которые тоскуют
по земле, вроде того, как некоторые земные поэты и мечтатели тоску-
ют по внутренней жизни.
Это употребление терминологии 'внешний и внутренний' может по-
казаться неясным; но следует помнить, что вам нужно войти внутрь
себя, чтобы достигнуть нас, а нам нужно выступить из себя, чтобы
достигнуть вас. В нормальном состоянии мы переживаем здесь то, что
можно назвать субъективной жизнью. Мы становимся все более и более
объективными, по мере того, как приближаемся к вашему