домов, и об обычае звонить в колокол, и о качании на качелях, катании яиц и т.п.
Колокольный звон.
Обычай на Пасху звонить в колокол был распространен у многих славян. В течение всей пасхальной недели, называемой в народе 'звонильной', любой человек мог звонить в церковные колокола, а потому на деревенской колокольне все семь дней праздника обычно царило столпотворение: едва ли не каждый поселянин считал обязательным хоть раз позвонить в колокол, и в результате звон не смолкал с раннего утра до позднего вечера. В древности (а местами вплоть до XX в.) это было не просто забавой: поселяне верили, что звук цер-ковных колоколов обладает особой магической силой, к примеру, отгоняет нечистых духов, хищников, болезни и непогоду , способствует плодородию, благополучию и т.д. На Украине и на востоке Польши парни на Пасху попеременно забирались на колокольню и звонили в колокола, считая, что у того, кто сделает это раньше и громче других, лучше уродится гречиха; в России женщины делали то же самое, чтобы лен вырос высоким.
Вообще, в народной и церковной традиции колокольный звон считался сакральным, 'гласом Божиим' , признаком 'этого' мира, тогда как отсутствие колокольного звона (как и других звуков, принадлежащих человеку и его ближайшему окружению) указывало на сферу небытия, потусторонний мир. Колокольный звон также разграничивал 'чистое' и 'нечистое' время: в частности, в период от Страстного четверга до Страстной субботы колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонили вообще , и это время считалось торжеством смерти и сил тьмы; а чтобы бесы в эту пору не имели возможности творить зло, поселяне заменяли колокольный звон ритуальным шумом.
Все содеянное в то время, когда звучал колокол, освящалось присутствием высшей силы, поэтому колокольный звон на Пасху во многих местах считался подходящим временем для 'заделывания' многих хозяйственных работ и совершения разнообразных магических действий. В Сербии и Македонии, например, женщины под колокольный звон трижды пускали челнок по ткацкому станку, чтобы в течение года им легко ткалось; кузнец трижды ударял по наковальне, а колесный мастер – по дереву, чтобы в течение года у них была работа; хозяин в хлеву проводил скребницей по каждому животному и задавал им немного корма, чтобы скот был здоров и приносил приплод; хозяйка завязывала 'очажные' цепи, 'замыкая' этим на весь год пасти волкам и змеям. У западных славян в Страстную субботу под коло-кольный звон, когда он возобновлялся после трехдневного перерыва, садоводы трясли плодовые деревья, чтобы они давали обильный урожай. В Ярославской губ. на Пасху во время колокольного звона желающие избавиться от бородавок терли их костью мертвеца. Во многих славянских традициях под пасхальный звон колоколов люди умывались у источников для здоровья, а девушки – чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек; глухие же становились в это время под большой колокол, полагая, что это поможет им исцелиться.
Обливание водой.
Обливание водой на Пасху упоминается несколько старинными источниками. В некоторых местах этот обряд совершали в первую очередь девушки и парни, а в других – все де-ревенское население, 'и стар, и млад'. Густинская летопись упоминает об этом обряде как о языческом обычае, посвященном неким богам: 'От сих, т.е. языческих, богов, единому не-коему богу на жертву людей топяху, ему же и доныне, по некиим странам память творят безумнии: в день Воскресения Христова собравшиеся юнии играюще вметают человека в воду, и бывает тогда действом тых богов, си есть бесов, разбиваются и умирают или утопают; но в иных же странех не вкидают в воду, но токмо водою поливают, но единоче тому же бесу сотворяют'. В более поздние времена поселяне уже редко бросали кого-то в воду, а по большей части обливали тех, кто проспал пасхальную заутреню; обычай этот называли 'купалищем'. В указе Синода 17 апреля 1721 г. даже особо запрещался этот обычай: 'В Российском государстве как в городах, так и в весях, происходит от невежд некоторое непотребство, а именно во всю святую седмицу Пасхи, кто не бывает на утрене, такого, якобы бы штрафуя, обливают водою и в реках и в прудах купают. И хотя простой народ делает себе будто забаву праздничную, однако от той суетной забавы делается не токмо здравию, но и животу человеческому несчастие; ибо оным от невежд купаньем в глубоких реках иногда людей потопля-ют, а сонных и хмельных, внезапу обливающе, ума лишают'.
Церковь и власти негодовали именно по поводу несчастных случаев, нередких при подобном 'наказании';