однако народ совершал обливание водой ради благополучия 'виноватых' и всей общины, так как был уверен, что проспать заутреню – великий грех, от этого че-ловек делается на весь год сонным, неудачливым, хворым и т.д.; а в самом худшем случае, за такой проступок Бог покарает его и всю деревню засухой, неурожаем, мором и т.д. Вода, как святая стихия, должна была очистить провинившегося 'от греха' и тем самым уберечь и его самого, и его соседей от гнева Господня. Но в языческие времена обливание водой имело несколько иной смысл. Пасха приходилась как раз на то время, когда у земледельцев начинался сев и когда ожидалось появление молодых всходов. Нивам в это время нужна была вода; и народ, чтобы обеспечить необходимые дожди, прибегал к молениям и разным маги-ческим способам, в частности, обливанию водой. Так же поступали и другие народы – греки, римляне и пр. Не исключено, что в древности приносились и человеческие жертвы, 'потопляемые' в реках и озерах в честь небесных богов-громовержцев.
Встреча солнца.
По народному убеждению, Христово Воскресенье – столь великий праздник, что на рассвете этого дня солнце 'играет' – переливается всеми лучами, отбрасывает радужные блики, радуясь воскресению Сына Божия. 'Солнышко скачет на Христов день', – говорили крестьяне, и выходили поутру на пригорки и холмы, забирались на крыши сараев и домов, на колокольни, чтобы увидеть это чудо. Детишки при появлении солнца запевали: 'Солнышко, ведрышко, / Выгляни в окошечко! / Твои детки плачут, / Сыр колупают, / Собакам бросают; / Собаки-то не едят, / А куры-то не клюют. / Солнышко, покажись, / Красное, снарядись! / Едут господа бояре / К тебе в гости во двор, / На пиры пировать, / Во столы столовать'.
По убеждению крестьян, если солнышко появляется на чистом небе и 'трепещется', то это хороший знак – к удачному году, урожаю, достатку, здоровью и счастью, радостным и многочисленным свадьбам; если же солнышко не показывается (прячется в тучах) или не 'играет' – год будет плохой, неурожайный, несчастный. Старушки при появлении солнца умывались с золота, серебра и красного яйца 'в надежде разбогатеть и помолодеть', а старики в это время расчесывали свои волосы с приговором: 'Сколько в голове волосков, столько бы было и внучат'.
Качели.
Во многих местах на Пасху устраивали качели – одно из любимых народных развлечений. Для детей их делали во дворах, а на деревенской площади, выгоне или другом открытом месте возводили большие общественные качели, на которых качались все, а в первую оче-редь – девушки с парнями . Сооружение качелей тоже было обязанностью молодежи. На Украине, к примеру, парубки обязательно строили к Пасхе 'гойдалку' – гигантскую качель, на которой 'гойдались' (качались) и молодые, и старые, чтобы очиститься от всего злого, накопленного за зиму. У русских строительство качелей поручалось парням, но девушки иногда помогали им (например, пряли на посиделках нити, из которых потом вили веревки для подвешивания или укрепления сидений). Возведенные на площади качели обычно становились центром народных гуляний; около них с самого утра и до поздней ночи толпилось множество народу: девки и бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и 'тальянками', едва ли не все население деревни. Здесь устраивали ярмарки, водили хороводы, играли в крашанки и писанки. Девицы приходили к качелям наряженные в лучшие одежды, так как тут происходили своеобразные 'смотрины невест' и каждая девушка старалась продемонстрировать свою красоту и богатство.
Когда-то качание на качелях имело ритуальный смысл – считалось, что оно (как и всякое действие, изображающее 'подъем') стимулирует плодородные силы, благотворно влияет и на урожай, и на появление потомства у людей и животных. Именно поэтому на качелях чаще всего качались с Пасхи до Троицы, т.е. во время роста хлебов и формирования новых брачных пар. Представление о том, что качели помогают быстрее вступить в брак, сохранилось, в частности, в песнях и частушках, которые распевались во время качания: 'На Святой неделюшке / Повесили качелюшки, / Сначала покачаешься, / Потом и повенчаешься', 'На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся' и т.д.
Поскольку качание исконно было языческим ритуалом, да к тому же опасной забавой, христианская церковь весьма его неодобряла и даже старалась запретить. Того же мнения, соответственно, придерживались и светские власти; так, в царской грамоте Белгороду от 1648 г. горожан укоряют, что они 'на качелях колышутся и на веревках, и на Святой