неделе женки и девки на досках скачут '. Отчасти такое отношение передалось и народу: например, кое-где то место, где стояли качели, считалось 'нечистым', а человека, упавшего с качелей и убившегося, приравнивали к 'заложным' покойникам и хоронили там, где он погиб.
Гостевание.
Гостевание, т.е. взаимное посещение родственников, друзей и знакомых, было непре-менным ритуалом каждого большого праздника. Приходя в гости на Пасху, люди поздравля-ли друг друга с Воскресением Христовым, христосовались и обменивались крашеными яй-цами. Во многих местах ходить в гости начинали уже с вечера Светлого воскресенья – 'с пауженальной поры'. Гостевать нередко отправлялись в соседние деревни: девушки и парни, к примеру, частенько уезжали на праздники к своим друзьям из соседнего села, а взрослые иногда по нескольку дней гостили у родственников. В Костромской губ. в Великоденскую пятницу (т.н. 'прощеный' день) варили 'моленое' пиво в складчину и распивали его сообща, причем каждый, отведав пива, говорил: 'Пиво не диво, и мед не хвала, а всему голова, что любовь дорога'.
Особенно важными считались в народе визиты уже породнившихся или планирующих это сделать в ближайшее время семей. Например, молодожены на Пасху ездили погостить в семью невесты. В Тульской губ. в 'прощеную' пятницу тесть и теща созывали зятниных родных на молодое пиво. Во многих местах на Пасху родня обрученных молодых людей приглашала друг друга в гости, причем жениха с невестой во время трапезы сажали на почетное место в красном углу, угощали водкой, желали им счастья и вообще делали их центром всеобщего внимания. Обычай требовал, чтобы жених при этом ухаживал за невестой, называл ее обязательно на 'вы', по имени-отчеству, или же просто 'нареченная моя невеста'; кроме того, ему полагалось руками сгребать сласти с тарелки и потчевать ими девицу. После обеда жених с невестой обязаны были катался по селу, и при этом непременно обняв-шись за талию.
Вообще, на Пасху, как и на Масленицу, главное внимание уделялось молодежи и парам, недавно вступившим в брак. Например, в пасхальных хороводах обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. В первое воскресенье после Пасхи, называемое Радостным воскресеньем или Красной Горкой, односельчане ходили к домам молодоженов и 'окликали молодых', которые за пение и пожелания благополучия выносили им угощение (яйцо, стопку водки и т.п.). Причину по-добных обычаев многие исследователи видели в древнем мировоззрении земледельцев, не делавших различия между плодородием земли и людей. Браки и появление детей в семьях крестьян должны были (по магическим законам распространения и подобия) стимулировать хороший урожай, от которого зависело благополучие всей общины; кроме того, появление потомства гарантировало, что род будет продолжаться и в семье появятся новые работники, которые через некоторое время сменят стариков. Поэтому формирование новых семей всегда поощрялось в крестьянской среде, а безбрачие, наоборот, осуждалось; праздники же были именно тем временем, когда парни и девушки, не отвлекаясь на работу, могли пообщаться друг с другом и выбрать себе пару.
Хороводы и игрища.
Со вторника-среды в городах и селах начиналось пасхальное веселье – устраивались народные гулянья, ярмарки, игрища, начинались хороводы и 'закликание весны'. В это вре-мя женщины-хороводницы, хранительницы древних обрядов, обучали молодых девушек танцу и ритуальным песням. Таких наставниц очень почитали в народе: девицы дарили им подарки, матушки выставляли угощение, а отцы и братья безвозмездно помогали в полевых работах. Хороводница нередко была также свахою на свадьбах, 'позываткой' на пирах, кумою на крестинах, даже плакальщицей на похоронах. Как писал И.П.Сахаров, 'городскою хороводницею может быть нянюшка, взлелеявшая целое семейство, и соседка, живущая на посылках у богатых купцов. Нянюшка из любви к детям утешает молодежь хороводами, передает им старину своего детства – сельскую; ибо большая часть русских нянек родились в селах, а доживают свою жизнь в городах, в чужом семействе: Соседка, удивительная своею заботливостью по чужим делам, представляет в нашей народности лицо занимательное. Она знает все городские тайны: кто и когда намерен жениться, кого хотят замуж отдать, кто и где за что поссорился: Зимой она приходит детям рассказывать сказки, матушкам передавать вести; летом она первая выходит на луг составлять хороводы, первая пляшет на свадьбе, пер-вая пьет брагу на празднике. Соседку вы всегда