моей досягаемости - я не подтверждаю и не опровергаю реальность существования кого-то, кого никогда не видел.
Как показывает эта цитата, именно конкретный подход Санчеса делает книгу такой эффективной. Хотя она и написана достаточно сложным языком, книга, тем не менее, легко читается, и лишь иногда читатели сталкиваются с проблемами, вызванными несовершенством перевода с испанского.
После объяснения своей методики и важности работы в группе, после объяснения того, что он не является учителем для своих групп, Санчес сосредотачивается на трех предметах:
1) метафизика и космология по дону Хуану, где особое внимание уделяется важности накопления личной энергии (которая никогда не должна теряться и всегда должна сохраняться);
2) конкретные указания по правильному образу жизни воина; и
3) детальные инструкции о том, как конкретно выполнять широкий спектр упражнений, большинство из которых упоминается в трудах Кастанеды, но не объясняется в них детально. По всем этим трем предметам Санчес дает исчерпывающую информацию.
Начнем с того, что его, описание мировосприятия по дону Хуану во многих отношениях является более простым, элегантным и всеобъемлющим (хотя, возможно, и не таким поэтическим), чем то, что мы можем найти в какой-либо из книг Кастанеды. Его описания таких понятий, как безупречность, сталкинг, сновидение, энергетический кокон, достаточно детальны, ясны и должны быть признаны безусловно удовлетворительными. Во многих случаях Санчес дает прекрасный подробный разбор таких тем, которые мы уже давно хотели бы видеть детально разобранными. Например, что именно увидел бы человек, наблюдающий превращение мага в птицу? (Ответ Санчеса заключается в том, что это зависит от способности наблюдателя видеть: то, что для человека с достаточным опытом видения может оказаться ценнейшим опытом, для другого человека, с обычным видением, будет выглядеть как созерцание спящего.)
Проповедь Санчеса о том, как и почему необходимо жить безупречной жизнью воина, представляется достаточно убедительной:
Миф о воине является приглашением превратить его в нашу собственную внутреннюю реальность. Формирование мировоззрения воина начинается с привнесения небольших порций магии в нашу повседневную жизнь: вместо того, чтобы действовать подобно запрограммированным изнутри машинам, мы выбираем целеустремленное действие... Действительный вызов для тех, кто избирает путь воина, заключается в том, чтобы напряженно работать, с тем, чтобы те магические моменты, в которых воплощается миф, стали более частыми и продолжительными, - до тех пор, пока магия не начнет доминировать над повседневностью, а гармония - над хаосом; до тех пор, пока сновидение о силе и свободе не возобладает над хаотической реальностью повседневной жизни; пока мечта, сновидение не станет реальностью.
И наконец, широта и глубина предлагаемых упражнений образуют реальную сердцевину книги. Некоторые из них могут и должны выполняться только в группе, но многие вполне применимы и в индивидуальных практиках. Практически все указания выглядят так, что становится очевидно - они даны человеком, который действительно проверил все эти упражнения на себе, и который уже имеет реальный опыт обучения этим упражнениям других. Действие ради действия, походка силы, получение энергии от Солнца, прекращение внутреннего диалога, преодоление чувства собственной важности и многие другие практики описаны убедительно .и детально. Для любого человека, который когда бы то ни было увлекался мировидением Карлоса Кастанеды, Учение дона Карлоса окажется на редкость стимулирующей и полезной книгой.
Джордан С. Грубер (Jordan S. Gruber)
1 Здесь и далее во всех случаях, когда слово Традиция пишется с заглавной буквы, имеется в виду магическая традиция тольтеков. (Прим. ред.)
2 Тула, или Толлан, центр тольтекской культуры, существовавший в Центральной Мексике на протяжении трех веков после разрушения Теотихуакана. Погиб в конце XII века в результате вторжения варварских племен, известных под общим названием чичимеки. (Прим. ред.)
3 Historia General de las Cosas de la Nueva Espana, Fray Bernardino Sahagun, Editorial Porrua, Mexico, 1984.
4 Historia del Nombre у Fundacion de la Сuidad de la Mexico. Gutierre Tibon, Mexico, 1975.
5 La Filosofia Nahuatl, Miguel Leon Portilla, UNAM, Mexico, 1990.
6 Ацтеки.
7 Toltecayotl, Miguel Leon Portilla, F.C.E., Mexico, 1989.
8 Священниками.
9 Свет, знание, видение, обучение.
10 Другие относится к католическим священникам.
11 Тамац, или Тамацин Тамаца Кахуллумари - Голубой Олень,