что ведьмы способны создавать несовершенные твари, надо только посмотреть в каноне Nec mirum, а также в каноне Episcopi и в толковании Августина о кудесниках фараона, превративших свои посохи в змеи. Смотри также глоссу к Исходу 7: Фараон призвал мудрецов..., далее - глоссу Страбона о том, что демоны, несутся по свету, как только ведьмы заклинаниями пожелают достичь чего-нибудь через них и начинают собирать различные семена, через употребление которых могут возникнуть разные твари. Смотри также Альберта Великого О животных, далее св. Фому 1, 114.
4. Для краткости мы опускаем их рассуждения. Надо лишь заметить, что у них под глаголом fieri (быть) подразумевается быть созданным (procreari). Во-вторых, надо принять во внимание, что единственно только бог в силу своей власти может превратить что-нибудь в лучшее или худшее состояние, и именно для исправления человека или в наказание ему. Это случается, однако, часто и через посредство демонов. О первом случае говорится так: Бог милует и наказует, а также: Я умерщвлю и я оживлю. Относительно же второго случая говорится: Послание через злых ангелов. В указанном каноне Nec mirum обрати внимание на слова Августина, где ведьмам и их чарам приписывается не только насылание болезней, но и смерти. В-третьих, не мешает принять во внимание следующее обстоятельство: нынешние ведьмы, опираясь на власть демонов, зачастую оборачиваются волками и другими зверями. К тому же, и канон говорит о действительном превращении, а не о воображаемом, что также часто имеет место, о чем сообщает нам подробно Августин (О граде божием, 18,17) как, например, об известной волшебнице Цирцее, о сотоварищах Диомеда и об отце Престанция. На эту тему будет говориться в некоторых главах второй части, а также и о том, присутствуют ли или отсутствуют при этом ведьмы, принимает ли дьявол на себя их облик и представляется ли человек самому себе в этом новом облике. Еретично ли признавать колдунов? Так как вторая половина вопроса, стоящего в начале этой части книги, утверждает еретичность упорного отрицания существования ведьм, то можно спросить, считать ли этих отрицателей открыто пойманными в еретичестве или только стоящими под сильным подозрением еретичества? Нам кажется, что первое будет вернее. Ведь Бернард в своей Glossa ordinaria (in cap. ad abolendam, . praesenti u vers. deprehensi) говорит, что изобличение в ереси происходит трояко, а именно: 1) с поличным, если обвиняемый открыто проповедует ересь, 2) через законное доказательство свидетелей и, наконец, 3) при собственном признании вины. Вследствие того, что подобные люди открыто проповедуют или открыто протестуют против всего вышесказанного, утверждая несуществование ведьм или их полную безвредность для людей, то их поэтому можно причислить к еретикам. В том же смысле говорит Бернард в Глоссе к главе Excommunicamus касательно слова deprehensi publiсе. Точно так же решает вопрос канон Cuibusdam extra de ver. sig. Пусть читатель посмотрит сам главу, и он увидит, что мы правы. Однако наказание, диктуемое в таком случае каноном Ad adoleedam, . in praesenti extra de haer. и состоящее в лишении священнического сана для духовного лица и передаче мирянина светской власти (для смертной казни), представляется слишком строгим, принимая во внимание незнание и большое количество тех, которые будут изобличены в этом лжеучении. Из-за этого большого количества надобно смягчить строгость суда. следуя указанию dist 40 ut constitueretur. Ответ. Мы намереваемся скорее найти проповедникам оправдание в таком пороке и такой ереси, чем их обвинять, как это и говорится в Extra de praesum. с. eitteras, . quodcirca mandamus. К тому же мы не хотим, чтобы такой проповедник, несмотря даже на сильнейшее подозрение, был осужден за столь тяжкое преступление. Против такого столь сильно подозреваемого может быть начат процесс. Но он не должен быть непременно осужден. Так как мы не можем пренебрегать подозрением и именно вследствие их легкомысленных утверждений против истинной веры, то надобно исследовать степень подозрительности проповедника. Подозрение бывает троякое: слабое, тяжкое и очень тяжкое. Смотри по этому поводу главу Accusatus и главу sum Contumacia, lib VI, de haeret, а также примечания Архидиакона и Иоанна Андреаса о гл. Accusatus и о слове vehemens. О подозрении - гл. Litteras. Об очень сильном подозрении говорится в каноне dist, 24 quorundam. Поэтому надо исследовать, под какое подозрение подпадает такой проповедник. Проповедники, высказывающие еретичные утверждения, не могут быть взяты подМолот Ведьм, страница 1Молот Ведьм, страница 2Молот Ведьм, страница 3Молот Ведьм, страница 4Молот Ведьм, страница 5Молот Ведьм, страница 6Молот Ведьм, страница 7Молот Ведьм, страница 8Молот Ведьм, страница 9Молот Ведьм, страница 10Молот Ведьм, страница 11Молот Ведьм, страница 12Молот Ведьм, страница 13Молот Ведьм, страница 14Молот Ведьм, страница 15Молот Ведьм, страница 16Молот Ведьм, страница 17Молот Ведьм, страница 18Молот Ведьм, страница 19Молот Ведьм, страница 20Молот Ведьм, страница 21Молот Ведьм, страница 22Молот Ведьм, страница 23Молот Ведьм, страница 24Молот Ведьм, страница 25Молот Ведьм, страница 26Молот Ведьм, страница 27Молот Ведьм, страница 28Молот Ведьм, страница 29Молот Ведьм, страница 30Молот Ведьм, страница 31Молот Ведьм, страница 32Молот Ведьм, страница 33Молот Ведьм, страница 34Молот Ведьм, страница 35Молот Ведьм, страница 36Молот Ведьм, страница 37Молот Ведьм, страница 38Молот Ведьм, страница 39Молот Ведьм, страница 40Молот Ведьм, страница 41Молот Ведьм, страница 42Молот Ведьм, страница 43Молот Ведьм, страница 44Молот Ведьм, страница 45Молот Ведьм, страница 46Молот Ведьм, страница 47Молот Ведьм, страница 48Молот Ведьм, страница 49Молот Ведьм, страница 50Молот Ведьм, страница 51Молот Ведьм, страница 52Молот Ведьм, страница 53Молот Ведьм, страница 54Молот Ведьм, страница 55Молот Ведьм, страница 56Молот Ведьм, страница 57Молот Ведьм, страница 58Молот Ведьм, страница 59Молот Ведьм, страница 60Молот Ведьм, страница 61Молот Ведьм, страница 62Молот Ведьм, страница 63Молот Ведьм, страница 64Молот Ведьм, страница 65Молот Ведьм, страница 66Молот Ведьм, страница 67Молот Ведьм, страница 68Молот Ведьм, страница 69Молот Ведьм, страница 70Молот Ведьм, страница 71Молот Ведьм, страница 72Молот Ведьм, страница 73Молот Ведьм, страница 74Молот Ведьм, страница 75Молот Ведьм, страница 76Молот Ведьм, страница 77Молот Ведьм, страница 78Молот Ведьм, страница 79Молот Ведьм, страница 80Молот Ведьм, страница 81Молот Ведьм, страница 82Молот Ведьм, страница 83Молот Ведьм, страница 84Молот Ведьм, страница 85Молот Ведьм, страница 86Молот Ведьм, страница 87Молот Ведьм, страница 88Молот Ведьм, страница 89Молот Ведьм, страница 90Молот Ведьм, страница 91Молот Ведьм, страница 92Молот Ведьм, страница 93Молот Ведьм, страница 94Молот Ведьм, страница 95Молот Ведьм, страница 96Молот Ведьм, страница 97Молот Ведьм, страница 98Молот Ведьм, страница 99Молот Ведьм, страница 100Молот Ведьм, страница 101Молот Ведьм, страница 102Молот Ведьм, страница 103Молот Ведьм, страница 104Молот Ведьм, страница 105Молот Ведьм, страница 106Молот Ведьм, страница 107Молот Ведьм, страница 108Молот Ведьм, страница 109Молот Ведьм, страница 110Молот Ведьм, страница 111Молот Ведьм, страница 112Молот Ведьм, страница 113Молот Ведьм, страница 114Молот Ведьм, страница 115Молот Ведьм, страница 116Молот Ведьм, страница 117Молот Ведьм, страница 118Молот Ведьм, страница 119Молот Ведьм, страница 120Молот Ведьм, страница 121Молот Ведьм, страница 122Молот Ведьм, страница 123Молот Ведьм, страница 124Молот Ведьм, страница 125Молот Ведьм, страница 126Молот Ведьм, страница 127Молот Ведьм, страница 128Молот Ведьм, страница 129Молот Ведьм, страница 130Молот Ведьм, страница 131Молот Ведьм, страница 132Молот Ведьм, страница 133Молот Ведьм, страница 134Молот Ведьм, страница 135Молот Ведьм, страница 136Молот Ведьм, страница 137Молот Ведьм, страница 138Молот Ведьм, страница 139Молот Ведьм, страница 140Молот Ведьм, страница 141Молот Ведьм, страница 142Молот Ведьм, страница 143Молот Ведьм, страница 144Молот Ведьм, страница 145Молот Ведьм, страница 146