или куда-либо выйти, то осеняйте себя крестным знамением во имя Христа и, произнося с верою символ веры или молитву Господню, действуйте спокойно с божьей помощью. Если естественные предметы употребляются для достижения каких-либо свойственных им действий, то это не является запрещенным. Если же при пользовании ими исполняют какой-либо ритуал, не имеющий, ясное дело, никакого естественного действия, то это надо считать запрещенным. А Августин (О граде божьем, XXI) говорит: Демоны привлекаются предметами и существами, созданными не силой нечистого, но богом. Демоны привлекаются не кушаньями, приятными на вкус, как это происходит с животными, а различными знамениями, камнями, животными, словами, обрядами.
Глава 7.
Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных. Говоря о средствах против градобития и при лечении околдованных домашних животных, мы скажем прежде всего о недозволенных средствах, которыми пользуются некоторые люди и которые сопровождаются суеверными наговорами и обрядами. Например, одни лечат от червей на пальцах, произнося недозволенные наговоры, а другие не кропят скота святой водой, а вливают ее ему в рот. Желающие поддержать такие способы врачевания говорят: Бог одарил слово силою, также как и травы, и камни особыми свойствами. Но священные слова или сакраменталии, а также благословение и дозволенные наговоры обладают известными свойствами потому, что так предписано богом и что на это имеется договор с Создателем. И вот слова таинств производят то действие, которое они обозначают. Относительно других слов и наговоров надо сказать, что они не обладают скрытыми силами; но призывание имени бога и заклинания, которые являются известным свидетельством тому, что люди уповают на бога, могут быть полезными. В Швабии имеется следующий обычай: 1 мая, до восхода солнца, крестьянки отправляются в лес, срывают ветви деревьев и другие растения, плетут венки и вешают их над входом в стойла скота. Они утверждают, что этим они охраняют скот на весь год от порчи ведьм. По мнению тех, которые говорят, что суетность изгоняется суетностью же, выходит так, что указанный обычай надо считать допустимым. На том же основании говорят о допустимости лечения болезней при помощи наговора, при котором употребляют общепонятные слова. На это мы ответим так. Если 1 мая кто-либо пойдет собирать зелень, не обращая внимания на то, восходит или заходит солнце, и повесит ее над ходом в стойло, произнося молитву Господню или символ веры и надеясь на волю божью, для защиты скота, то такой человек не заслуживает порицания. То же надо сказать об обычае ставить в виноградниках или на полях изображения креста и освященные в день вербного воскресенья ветви и утверждать, что благодаря этому плоды не пострадают от градобития. То же надо сказать о поступках тех женщин, которые для сохранения коровьего молока от околдования все молоко, надоенное в субботу вечером, раздают бедным и полагают, что благодаря этому увеличится удой. Нидер в своем Наставлении (I, II) говорит, что не считается недозволенным благословлять как скот, так и людей написанными священными изречениями. Дозволенными считает он и наговоры, если только они отвечают семи (в 6-ой главе этой части указанным) условиям успешности экзорцизма. Он рассказывает далее о слышанном от набожных людей утверждении того, что при положении крестного знамении и при произнесении молитвы Господней и богородицы, околдованная корова по прошествии трех дней снова начинает давать молоко. А в своем Муравейнике Нидер сообщает о признаниях ведьм, будто их околдования находят помеху в исполнении людьми обрядов церкви, например, окроплении святой водой, взятии освященной соли, возжигании свечей в вербное воскресенье и т. п. Против градобития и грозы употребляется, кроме положения крестного знамении, также и следующее средство: призывая святую троицу, бросают три градины в огонь. Прибавляют сюда молитву Господню вместе с богородицей. Это повторяют два - три раза, а затем обращают Евангелие от Иоанна на все четыре стороны света и совершают им при этом крестное знамение для защиты от грозы. Экзорцист трижды произносит: Слово плоть бысть и По слову Евангелия, эта гроза должна отступить, Тотчас же гроза прекращается. Это происходит в том случае, если гроза была вызвана чарами. Этот способ надо счесть за правильный и неподозрительный. Если же три градины бросаются в огонь без призывания святой троицы, то это средство будет суеверным. Если спросят, можно ли остановить грозу, не бросая градин в огонь, то надо ответить:Молот Ведьм, страница 1Молот Ведьм, страница 2Молот Ведьм, страница 3Молот Ведьм, страница 4Молот Ведьм, страница 5Молот Ведьм, страница 6Молот Ведьм, страница 7Молот Ведьм, страница 8Молот Ведьм, страница 9Молот Ведьм, страница 10Молот Ведьм, страница 11Молот Ведьм, страница 12Молот Ведьм, страница 13Молот Ведьм, страница 14Молот Ведьм, страница 15Молот Ведьм, страница 16Молот Ведьм, страница 17Молот Ведьм, страница 18Молот Ведьм, страница 19Молот Ведьм, страница 20Молот Ведьм, страница 21Молот Ведьм, страница 22Молот Ведьм, страница 23Молот Ведьм, страница 24Молот Ведьм, страница 25Молот Ведьм, страница 26Молот Ведьм, страница 27Молот Ведьм, страница 28Молот Ведьм, страница 29Молот Ведьм, страница 30Молот Ведьм, страница 31Молот Ведьм, страница 32Молот Ведьм, страница 33Молот Ведьм, страница 34Молот Ведьм, страница 35Молот Ведьм, страница 36Молот Ведьм, страница 37Молот Ведьм, страница 38Молот Ведьм, страница 39Молот Ведьм, страница 40Молот Ведьм, страница 41Молот Ведьм, страница 42Молот Ведьм, страница 43Молот Ведьм, страница 44Молот Ведьм, страница 45Молот Ведьм, страница 46Молот Ведьм, страница 47Молот Ведьм, страница 48Молот Ведьм, страница 49Молот Ведьм, страница 50Молот Ведьм, страница 51Молот Ведьм, страница 52Молот Ведьм, страница 53Молот Ведьм, страница 54Молот Ведьм, страница 55Молот Ведьм, страница 56Молот Ведьм, страница 57Молот Ведьм, страница 58Молот Ведьм, страница 59Молот Ведьм, страница 60Молот Ведьм, страница 61Молот Ведьм, страница 62Молот Ведьм, страница 63Молот Ведьм, страница 64Молот Ведьм, страница 65Молот Ведьм, страница 66Молот Ведьм, страница 67Молот Ведьм, страница 68Молот Ведьм, страница 69Молот Ведьм, страница 70Молот Ведьм, страница 71Молот Ведьм, страница 72Молот Ведьм, страница 73Молот Ведьм, страница 74Молот Ведьм, страница 75Молот Ведьм, страница 76Молот Ведьм, страница 77Молот Ведьм, страница 78Молот Ведьм, страница 79Молот Ведьм, страница 80Молот Ведьм, страница 81Молот Ведьм, страница 82Молот Ведьм, страница 83Молот Ведьм, страница 84Молот Ведьм, страница 85Молот Ведьм, страница 86Молот Ведьм, страница 87Молот Ведьм, страница 88Молот Ведьм, страница 89Молот Ведьм, страница 90Молот Ведьм, страница 91Молот Ведьм, страница 92Молот Ведьм, страница 93Молот Ведьм, страница 94Молот Ведьм, страница 95Молот Ведьм, страница 96Молот Ведьм, страница 97Молот Ведьм, страница 98Молот Ведьм, страница 99Молот Ведьм, страница 100Молот Ведьм, страница 101Молот Ведьм, страница 102Молот Ведьм, страница 103Молот Ведьм, страница 104Молот Ведьм, страница 105Молот Ведьм, страница 106Молот Ведьм, страница 107Молот Ведьм, страница 108Молот Ведьм, страница 109Молот Ведьм, страница 110Молот Ведьм, страница 111Молот Ведьм, страница 112Молот Ведьм, страница 113Молот Ведьм, страница 114Молот Ведьм, страница 115Молот Ведьм, страница 116Молот Ведьм, страница 117Молот Ведьм, страница 118Молот Ведьм, страница 119Молот Ведьм, страница 120Молот Ведьм, страница 121Молот Ведьм, страница 122Молот Ведьм, страница 123Молот Ведьм, страница 124Молот Ведьм, страница 125Молот Ведьм, страница 126Молот Ведьм, страница 127Молот Ведьм, страница 128Молот Ведьм, страница 129Молот Ведьм, страница 130Молот Ведьм, страница 131Молот Ведьм, страница 132Молот Ведьм, страница 133Молот Ведьм, страница 134Молот Ведьм, страница 135Молот Ведьм, страница 136Молот Ведьм, страница 137Молот Ведьм, страница 138Молот Ведьм, страница 139Молот Ведьм, страница 140Молот Ведьм, страница 141Молот Ведьм, страница 142Молот Ведьм, страница 143Молот Ведьм, страница 144Молот Ведьм, страница 145Молот Ведьм, страница 146