методы, при которых все без исключения должны разучивать одинаковый вид расслабления, действенны не для каждого.
К тому же люди просто не могут не отличаться друг от друга по истории жизни, темпераменту или характеру.
Процесс проложения подходящих путей в НЛП похож на душевное дзюдо: вместо того чтобы ломать сопротив-
ление, его, наоборот, включают в процесс лечения. То есть не говорят: Вы должны поднапрячься и осилить аутогенную
тренировку, а спрашивают: При каком мыленном представлении лично вы способны лучше всего расслабиться или
почувствовать себя хорошо даже ели ни на кого другого это не действует?
Чтобы более четко понять метод Магические слова, в следующей главе мы обратимся к особому способу НЛП
пролагать путь: конструктивному подходу к пяти нашим органам чувств.
Резюме
НЛП - психотерапевтический метод, направленный на то, чтобы позитивно влиять на внутренние процессы
(мысли) и трансформировать нейронные связи в мозге. Техника НЛП базируется, среди прочего, на знании того
факта, что достигшие успеха психотерапевты обладают способностью интуитивно улавливать внутренний мир
клиентов и обращаться непосредственно к нему. При НЛП тонко чувствующий терапевт настраивается на спе-
цифическую личность клиента и прокладывает походящие пути. Магические слова - метод, разработанный на
основе НЛП.
Слова и пять чувств
Мозг работает на основе информации, которая поступает от наших пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния,
вкуса. Этим внешним чувствительным системам в организме соответствуют определенные органы чувств (глаза, уши,
нос, язык, тело), которые имеют нервные окончания, называемые рецепторами. Информация, полученная рецептора-
ми, передается в обрабатывающий центр по специфическим каналам. Через соответствующие каналы рецепторы
сигнализируют мозгу обо всех раздражителях внешней среды. Так, например, роза может информировать о себе по
различным каналам: она имеет определенный цвет (зрение), распространяет запах (обоняние) и колется, когда до нее
дотрагиваешься (осязание). При желании вы можете слышать цветок (шелест букета) и даже - но это уже, скорее, для
оригиналов - пробовать на вкус.
Вы сейчас держите в руке розу? Вероятнее всего нет, так как руки ваши заняты книгой. Вместе с тем вы, непосред-
ственно во время чтения, видели перед собой розу своим внутренним зрением. Возможно, мысленно вы почувствовали
и боль от острых шипов (даже если на самом деле вы укололи свои пальцы много-много лет назад). Итак, мы используем
пять наших внешних чувств и для внутреннего понимания взаимосвязей. Сосредоточьтесь и представьте, что вы пьете
настоящий лимонный сок, и уже через несколько секунд вы, ощущая вкус лишь мысленно, определенно почувствуете
усиленное слюноотделение. Таким образом, мысленные представления тоже взывают реакции организма.
Бэндлер и Гриндер говорят о том, что все наши внутренние процессы, такие, как раздумывание, вынашивание идей,
построение планов, прогнозирование предполагаемых опасностей и воспоминания, протекают при живом внутреннем
сопереживании. Наш словарный запас принимает в этом живое участие: мы рисуем себе будущее в ярких красках или
терпим фиаско у шефа. Какая-нибудь блузка приходится нам не по вкусу, а другой предмет одежды становится чистым
загляденьем. В каком-то деле просвет может так и не наступить, и однажды оно просто осточертеет. Порой мы
находим жизнь тягостной и желаем испытать облегчение или увидеть слабый проблеск надежды.
Свои внутренние переживания мы используем для красноречивого описания наших чувств. Когда я говорю Мне
тяжело, едва ли кто-нибудь подумает, что я тащу на себе мешок угля или иную реальную тяжесть. Несмотря на то что я
ничего не несу, моему собеседнику понятно, что я хочу выразить своими словами. Точно так же никто не предполагает,
что блузку, пришедшуюся мне не по вкусу, я однажды жевала или как-нибудь еще определяла ее вкусовые качества.
Внутренние впечатления не идентичны фактическому содержанию, но при коммуникации они транспортируют
внутреннее состояние в виде слова или переживания. Люди искусства испокон веков умели передавать свои внутренние
переживания через картины, музыку и другие произведения. Уже по краскам, по игре света и тени дилетанты чувствуют,
какого звучания (оптимистического или пессимистического) картина, которую они рассматривают. Мир наших чувств
будоражит и музыка. Когда кто-то в другой комнате смотрит фильм, по музыкальному сопровождению вы интуитивно,
не следя за действием