вместе со зрителем, понимаете, что именно происходит в данный момент: кого-то убивают, двое
любовников находятся вместе, полиция гонится за преступником. Музыка подсказывает нам чувства, соодететвующие
кадрам фильма. Р. Бэндлер в своей книге Пусть мозг поможет тебе измениться пишет, что прежде всего различные
качества отдельных каналов органов чувств тесно связаны с нашей эмоциональной жизнью). Если рассматривать зрение,
мы можем вообразить себе настоящего кинооператора, снимающего для нас ..внутренние фильмы. Выражение это
мне близко и понятно указывает на весьма неравнодушное восприятие события. При фразе у меня работы выше
головы речь идет даже об искажении масштаба.
Внутренние переживания могут заставить человека ощущать себя куда менее значительным, нежели он есть на са-
мом деле, а материал для внутренних переживаний предстает в сильно преувеличенном виде. Решающее значение
приобретают все возможные варианты, о которых можно узнать естественным путем, начиная с домашнего просмотра
телепрограмм. Черно-белое изображение настраивает скорее всего по-деловому, цветное - пробуждает эмоции. На не-
которых людей, напротив, тревожные кадры черно-белой кинохроники воздействуют сильнее, чем, скажем, те же изо-
бражения в пастельных тонах. В свою очередь, неоновые огни (то есть кричащие цвета) нередко усиливают страх. Игра
светлыми и темными красками тоже вызывает явные различия в чувствах. Например, депрессия часто ассоциируется с
темнотой, а радостные переживания, наоборот, отображаются или рисуются в воспоминаниях в светлых, радужных
красках. Подумайте еще и о таких словах, как озарение, блестящая мысль или даже свечение, исходящее от
определенных людей. Хотя и тут каждый реагирует индивидуально.
Подобные различия в чувствах вызывает и мир звуков. Внутреннее звучание, звуки и шумы пробуждают эмоцио-
нальные реакции так же, как и внешние слуховые контакты. Прислушайтесь однажды к тому, как нервничающий
школьник произносит слово математика; словно стартует автомобиль с дряхлым аккумулятором. Сходным образом
многие из тех, кто готовится к экзамену, внутренне откликаются на слово экзамен, как в фильме ужасов, когда раскаты
эха тонут во мгле. Дети склонны к тому, чтобы спонтанно напевать слова, означающие для них что-то особенно
прекрасное: Каникулы! Каникулы! Этим умело пользуются специалисты по рекламе. Стоит только вспомнить одну из
многочисленных рекламных припевок, обращенных прежде всего к детям: Фрутелла! Вместе будет наслаждаться!, как
внутренний голос тут же пропоет вам эти слова. Давайте проведем эксперимент. Представьте себе, что слушаете
записанный на магнитофон рефрен Фрутелла в повторяющемся и очень монотонном воспроизведении. Звуки
становятся глубже и протяжнее, ритм замедляется. Неожиданно рефрен утратил свою бьющую ключом жизнерадост-
ность. Слова остались прежними. Одна лишь качественная трансформация слухового восприятия изменила наше чув-
ство.
На самом деле рассуждать об этой теме можно бесконечно. Если вас это очень заинтересовало, прочитайте книгу
Бэндлера Пусть мозг поможет тебе измениться.
В моей работе меня интересовало, насколько тщательно мозг кодирует слово, как он рисует географическую кар-
ту, с тем чтобы вызывать именно то чувство, которое человек индивидуально связывает с этим словом. Например,
Гельмут Коль не только крупный и влиятельный канцлер Германии. У части немцев он вызывает восхищение, другая
часть населения, напротив, осуждает его политику. Запечатленное мозгом имя, помимо создания связи этого имени с
объективной информацией, должно быть еще индивидуально закодировано. То есть слово должно будить деятельность
параллельно работающих модулей мозга. И тогда эта модульная программа будет отвечать за чувство, с которым свя-
зано слово, образ (значение слова) и за определенные характеристики, воспринимаемые на слух (речевое высказывание
и звучание слов влияют слова). Кроме того, могут возникать ассоциации, связанные с обонянием или вкусом. Все эти
проявления сосуществуют, взаимно дополняя друг друга и образуя единую комбинацию, обусловливающую субъ-
ективное восприятие слова, и все они имеют отношение к одному и тому же феномену, причем каждый из каналов ор-
ганов чувств вносит свой вклад в создание общей картины объективного и субъективного значения слова. Итак, мы
вновь возвращаемся к пяти нашим чувствам.
Моя работа убедила меня в том, что мысленно люди совершенно по-разному изображают слова. Большое влияние
имеет значимость