p. 397.
24 Dighanikaya, XIX, 15. - Dialogues of the Buddha, II, p. 264.
25 S. Beal, A Catena of Buddhist Scriptures from the Chinese (London, 1871), p. 87.
26 Ibid., p. 88.
27 Ibid., p. 97.
28 Ср.: В. Rowland, Jr., The Iconography of the Flame Halo. - The Bulletin of the Fogg Museum of Art, XI, 1949 (10-16). См. другую статую Будды, воспроизведенную в каталоге выставки: LArte del Gandhara in Pakistan (Roma, 1958), pl. III.
29 В иконографии ирано-эллинистического синкретизма языки пламени, исходящие из плеч, были характеристикой определенных богов и властителей Кушана. Ср.: Ugo Monneret de Villard, Le monete del Kushana e lImpero romano. - Orientalia, XVII, 1948, p. 217; A.C. Soper, Aspects of Light Symbolism in Gandharan Sculpture. - Artibus Asiae, XII, 1949, p. 269. Вероятно, к этой символике прибегали художники Гандхары при изображении Будды, чтобы передать его сияние. Но огненная светозарность тех, кто превзошел земной удел, - всеиндийская идея.
30 Lalitavistara, I (ed. Lefmann, 1902, p. 3); ср. Ananda К. Coomaraswamy, Lila. - Journal of American Oriental Society. 1941 (98-101), p. 100.
31 A.K. Coomaraswamy, Lila, p. 100.
32 Ср.: E.J. Eitel, Handbook of Chinese Buddhism (2 ed., London, 1888), p. 136a, 138b.
33 Ср.: Ibid., p. 188b. Уже Ашвахоша сравнивает рождение Будды с торжествующим восходом Солнца, озаряющим весь мир. (Буддачарита, I, 28 и т. д.) О солнечной символике в легенде о Будде см.: В. Rowland, Jr., Buddha and the Sun God. - Zaimoxis, I, 1938, p. 69-84.
34 Ср.: Т. Richards, The New Testament of Higher Buddhism (Edinburgh, 1910), p. 55,140 sq., etc.; H. de Lubac, Amida (Paris, 1955), в разн. местах.
35 Проблема была подробно изучена в кн.: A.C. Soper, Aspects of Light Symbolism in Gandharan Sculpture. - Atribus Asiae, XII, 1949, p. 252-283, 314-330; XIII, 1950, p. 63-85. Автор намекает на влияние культа Митры (p. 259 sq.).
36 Ugo Monneret de Villard, Le Leggende Orientali sui Magi Evangelici. - Studi e Testi, 163. Citta del Vaticano, 1952, p. 59-60.
37 A.K. Coomaraswamy, Lila, p. 100.
38 Кумарасвами цитирует Деяния, II, 3-4 (где Дух Святой является ученикам в виде языков пламени), чтобы показать, что эта концепция не является исключительно индийской (op. cit., p. 101).
39 Ср.: W.Y. Evans-Wentz, Tibetian Yoga and Secret Doctrines (Oxford, 1935), p. 166, 223 sq., etc.
40 Ibid., p. 235.
41 Ibid. Ср. также: W.Y. Evans-Wentz, The Tibetan Book of the Dead (Oxford, 1927), p. 102 sq.
42 Ibid., p. 104.
43 Ibid., p. 237 sq.
44 Ibid., p. 110-130; ср. также: ibid., p. 173-177; idem, Tibetan Yoga., p. 237 sq.
45 Об идеологии, техниках и истории майтхуны см. нашу кн.: Le Yoga, p. 256 sq., 395 sq.
46 G. Tucci, Some Glosses upon Guhyasamaja, p. 349.
47 Ibid.
48 Ср.: С. Tucci, Tibetan painted scrolls (Roma, 1949). Vol. II, Appendice I, p. 709 sq.; Mathias Hermanns, Mythen und Mysterien, Magie und Religion der Tibeter (Koln, 1956), p. 14 sq.
49 M. Hermanns, Schopfungs und Abstammungsmythen der Tibeter. - Anthropos, 41-44, 1946-1949), p. 279 sq.; idem, Mythen und Mysterien, p. 16.
50 Ibid. Аналогичные идеи обнаруживаются у монголов: боги занимаются любовью посредством поцелуев, смеха или объятий. Ср.: A. Schiefer, Melanges asiatiques. I, p. 396. Но эта концепция, по-видимому, тибетского происхождения, ср.: M. Hermanns, Mythen und Mysterien, p. 29. Об Адаме-Свете см.: Apokryphon de Jean; и другие гностические тексты, ср.: J. Doresse, Les livres secrets des gnostiques dEgypte, I, p. 225 sq., 88 (Codex deBruce), 190 (Revelation, без заглавия, в частности посвящено Pistis Sophia), 217 (Мудрость Иисуса); E.S. Drower, The Secret Adam, A Study of Nasoraean Gnosis. Oxford, 1960, p. 72,75 и в других местах.
51 Ср. нашу кн.: Le Yoga, p. 282 sq., 312 sq.
52 Ср.: Hermanns, Mythen und Mysterien, p. 42.
53 Ср.: Chung-Yuan Chang, An Introduction to taoist Yoga. - Review of Religion, 1956 (131-148), p. 146-147.
54 Данный фрагмент в переводе Анри Масперо приведен в работе: Les Procedes de Nourrir le Principe vital dans la religion taoiste. - Journal Asiatique, 1937 (177-252; 353-430), p. 374.
55 Maspero, op. cit., p. 374.
56 Перевод Анри Масперо (ibid., p. 375).
57 Ibid., p. 376.
58 Я использую английский перевод: R. Wilhelm, C.G. Jung, The Secret of the Golden Flower (New York, 1931).
59 Ibid., p. 23.
60 Ibid., p. 40,43.
61 Ibid., p. 40.
62 Ibid., p. 24 sq.
63 Ср. нашу кн.: Le Yoga, p. 315.
64 Ср.: М. Eliade. Forgerons et Alchimistes (Paris, 1956), p 129 sq.
65 The Secret of the