психической деятельности индивидуума, порождаемые его неведением, в результате чего конструируется ложное понятие о существовании собственного Я, души и проч., следовательно, буддизм учит устранению скандх, освобождению от них разума. Дхату (санскр.) - букв. корень, основа; в буддийской психологии термин используется для обозначения 18 классов элементов, создающих единый поток сознания познающей личности. (Прим. научн, ред.)] - отождествляются с Татхагатами** [Татхагата (санскр., букв. так-пришедший, так-пошедший) - один из самых распространенных эпитетов Будды; в позднем буддизме слово имеет множество трактовок, хотя сам Будда произносил его с той целью, чтобы избегать местоимения я; в буддизме махаяны, признающем множественность будд, это слово употребляется не только в качестве эпитета Будды Шакьямуни, но и для обозначения других будд (Прим. научн. ред.)]: йогическая медитация над космическими элементами - это, в сущности, обнаружение самой сути Татхагат, то есть продвижение вперед по пути освобождения. А высшая реальность Татхагат - это различно окрашенный свет. Все Татхагаты суть пять Огней (Светов), - пишет Чандракирти***18 [Чандракирти (VII в.) - видный буддийский мыслитель Индии, комментатор трудов Нагарджуны, настоятель знаменитого монастыря-университета Наланды (Прим. научн. ред.)]. Дхармадхату* [Дхарма-дхату (санскр.) - в буддийской психологии существует три классификации моментов-дхарм бытия: 1) по скандхам - элементам эмпирической личности, 2) по сферам познания (аятана), 3) по классам элементов - дхату; в третью классификацию попадает класс дхарма-дхату, букв. основание закона, морали, высшей реальности (Прим. научн. ред.)], то есть трансцендентная форма Ваджрадхары** [Ваджрадхара (санскр., букв. держащий алмаз) - один из бодхисаттв в космологии махаяны, особое место занимает в ваджраяне; изображается обычно в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке (Прим. научн. ред.)] - это Чистый Свет, свет, совершенно лишенный оттенков цвета. Чандракирти пишет: Дхармадхату - это сияющий Свет, и йогическая сосредоточенность есть его постижение19. Это сводится к тому, что бытие постижимо только через опыт мистического порядка - и что постижение бытия выражается в опыте абсолютного Света. Как мы помним, в упанишадах Брахман или Атман отождествляются со Светом.
Итак, мы имеем дело с всеиндийской концепцией, которую можно было бы сформулировать следующим образом: чистое бытие, или, иначе говоря, высшая реальность, доступно познанию более всего посредством опыта чистого Света; процесс проявления космоса состоит, при ближайшем рассмотрении, в серии световых эпифаний, а космическая резорбция повторяет эти эпифании различно окрашенного света. Согласно традиции, сохраняемой в Дигханикайе* [I, 2,2] [Дигханикая (пали) - Свод Долгих Сутр; состоит из проповедей Будды на языке пали; одна из основных частей буддийского канона южной школы (Прим. научн. ред.)], когда Мир был разрушен, уцелели только лучезарные существа, которые звались Аббассара: у них были эфирные тела, они летали в воздухе, излучали свой собственный свет и жили беспредельно долго. Резорбция в микрокосмическом масштабе имеет место также в момент смерти - и, как мы скоро увидим, процесс смерти состоит, собственно говоря, в серии опытов света.
Из этой всеиндийской метафизики света вытекает несколько следствий, а именно: 1) что наиболее адекватное проявление божества происходит посредством света; 2) что те, кто поднялся на высокую ступень духовности, - то есть, по индийской терминологии, достигли или хотя бы приблизились к положению освобожденного или Будды, - сами тоже способны испускать свет; 3) и наконец, что космогония может быть уподоблена явлению светоиспускания. Проиллюстрируем каждый из этих выводов несколькими примерами.
Световые теофании
О том, что образцовая теофания представляет собой ослепительный поток света, известно каждому читателю Бхагавад-гиты. Вспомните знаменитую XI главу, в которой Кришна является Арджуне в своем истинном обличии, суть которого - огненная масса.
Если бы тысячи солнц распространяли все разом в небесах свое сияние,
Это было бы тогда как свет благородства [XI, 12].
Таким я тебя вижу - кто и когда тебя видел? - вокруг
Сверкающим, как ясность огня и солнца, огромным [XI, 17].
Без начала, без середины, без конца, бесконечно могущественный,
Бесконечно сильный! Луна и Солнце - твои глаза,
Таким я тебя вижу, лицо, пылающее огнем,
Твой блеск озаряет мир [XI, 19].
Ты достигаешь небес, ты сверкаешь тысячею красок,
Рот