твой разверст, большие твои глаза пылают!
Твои рты с торчащими зубами -
Словно огонь уничтожения [XI, 24-25].
Но этот пример - лишь самый знаменитый среди бесчисленных световых эпифаний в Махабхарате и в пуранах* [Пураны (санскр.) - букв. старины, священные книги индуизма, содержание их настолько разнообразно, что их правдиво называют энциклопедиями жизни древних индийцев (Прим. научн. ред.)]. Харивамша** [Харивамша - Род Хари, один из священных текстов индуизма, в котором излагается родословная Кришны (Прим. научн. ред.)] рассказывает о путешествии Кришны, Арджуны и одного брахмана к северному океану. Кришна приказывает волнам отступить, и все трое пересекают океан, идя словно между двух водяных стен. Они приходят к величественным горам, и по приказу Кришны горы отступают. Наконец они проникают в область тумана, и лошади останавливаются. Кришна бьет туман своей чакрой*** [Чакра (санскр.) - букв. диск, колесо; часто один из атрибутов (оружие) Кришны и других божеств (Прим. научи. ред.)] и рассеивает его - и тогда Арджуна и брахман видят необычайно сверкающий свет, в котором в конце концов растворяется Кришна. Позже Кришна открывает Арджуне, что этот свет был его истинным Я20.
В XII книге Махабхараты Вишну является окруженный сиянием, сравнимым с излучением тысячи солнц. И текст добавляет: Проникая в этот свет, смертные, изучившие йогу, достигают окончательного освобождения21. В той же XII книге Махабхараты рассказывается история о трех мудрецах, которые тысячу лет проходили аскезу в стране к Северу от горы Меру* [Меру - священная гора индийцев, находящаяся в Гималаях, центр и вершина мира, обитель богов (Прим. научн. ред.)], чтобы обрести способность созерцать истинный облик Нараяны** [Нараяна - одно из распространенных имен Вишну-Кришны (Прим. научн. ред.)]. Голос с неба повелевает им идти на север Молочного Океана, на Шветадвипа, таинственный белый остров индийской мифологии, символика которого связана одновременно с метафизикой света и сотериологическим знанием. Мудрецы прибывают на Шветадвипа, но едва они там оказываются, их ослепляет свет, исходящий от Нараяны. Тогда они еще сто лет предаются аскезе и начинают различать каких-то людей, белых, как луна. Сияние, исходившее от каждого из этих людей, - уточняет текст, - было похоже на блеск Солнца в миг, когда близится миг распада Вселенной. Внезапно три мудреца замечают свет, сравнимый с сиянием тысячи солнц. Это эпифания Нараяны - и весь народ Шветадвипы бежит на свет и приветствует его коленопреклонением и молитвами22.
Этот последний пример иллюстрирует два факта: что свет - это самая суть божества, но также и то, что существа, совершенные в мистическом смысле, испускают сияние. Образ Шветадвипы23 подтверждает тождество света духовному совершенству: эта страна белая, потому что населена совершенными людьми. И достаточно простой аллюзии на другие белые острова индоевропейской традиции - Левке, Аваллон, - чтобы мы осознали, что миф о трансцендентных областях, о краях, не принадлежащих профанной географии, связан с мистической ценностью, присущей белому цвету, символизирующему трансцендентное, совершенство и святость.
Буддизм
Сходные идеи обнаруживаются и в буддизме. Сам Будда говорит в Дигханикайе, что знак, предвещающий явление Брахмы, есть Свет, который поднимается, и слава, которая блистает24. В одной китайской сутре утверждается, что в Рупалоке* [Рупалока (санскр.) - мир образного или мир чистых образов, второй из трех миров в буддийской космологии-психологии наряду с миром желаний (кама-лока) и миром без образов (арупа-лока) или сферой чистого сознания (Прим. научн. ред.)], благодаря практике созерцания и отсутствию всякого нечистого желания, боги (Девы) достигают вида самадхи* [Самадхи (санскр.) - состояние просветления, достигаемое медитацией (Прим. научн. ред.)], известного под именем вспышки огня (agnidhatu-samadhi), и их тела становятся более блистательными, чем Солнце и Луна. Этот изумительный блеск - результат совершенной доброты их сердец25. Согласно Абхидхармакоше, боги ранга Брахмы белы как серебро, тогда как принадлежащие к Рупадхату** [Рупадхату (санскр.) - в буддийской психологии, при классификации дхарм по классам-дхату, в данный класс попадает все материальное, но здесь Элиаде, вероятно, имеет в виду Рупалоку, то есть мир чистых образов (Прим. научн. ред.)] - желтые и белые26. Согласно другим буддийским текстам, восемнадцать разрядов богов все имеют тела, которые блистают, как серебро, и живут во дворцах, желтых, как золото27.
Будда тем более изображается