себя: в итальянском языке слово 'сапаП' означает 'пролив, проток', во всех
остальных языках - 'искусственно прорытое русло'. Обыватели намек поняли,
конечно, буквально. Что касается профессионалов-астрономов, то эти сугубо мирные
люди раскололись на два враждебных лагеря: на сторонников Скиапарелли, считающих
'сапаН' оптическим обманом и игрой воображения, и на приверженцев Персиваля
Ловелла, который объяснил причину возникновения каналов строительной
деятельностью обитателей Марса. Они-де специально построили каналы для перекачки
воды из полярных шапок в засушливые экваториальные районы. И действительно,
каждую марсианскую весну районы вокруг каналов начинали зеленеть. Во многих
странах вслед за этим открытием стали возникать общества по 'дружбе с
марсианами' и клубы людей, опасающихся агрессии с Марса...
И общества, и клубы, и лекции исчезли в конце 70-х годов. Космические аппараты
прислали на Землю фотографии безжизненной поверхности, изъеденной такими же, как
на Луне, кратерами. Астрономы вздохнули и помирились, поводов для спора больше
не было. Разочарование было настолько большим, что вновь вытаскивать на свет
божий старый вопрос стало считаться дурным тоном.
Но вскоре оптимизм сторонникам существования жизни на Марсе внушили... те же
фотоснимки, которые так недавно похоронили их мечты. Широкую известность получил
лишь один из них - 'фотопортрет' странного марсианского образования, весьма
напоминающий женское лицо.
В 1979 году разочарование и уныние, навеянное безжизненными пейзажами, у
операторов в Центре управления полетами было столь велико, что они почти с
полным равнодушием оформили и этот, поступивший с борта 'Викинга' снимок номер
35А72. С поверхности далекого Марса на операторов смотрело огромное женское
лицо. Ну и что? На памяти все еще был пример с 'каналами', привиделись же прямые
линии на красной планете, теперь вот привиделась женщина, видимо, по причине
усталости.
Прошло совсем немного времени, 'снимок с оптическим обманом' выкупил некий
западногерманский программист, который, недолго думая, ввел его параметры в
компьютер с целью приблизить изображение, взглянуть на него не с высоты орбиты в
сотни километров, а всего лишь с полутора километров. Когда ЭВМ распечатала
результат, он... обомлел - оптический обман полностью исчез, на него
действительно смотрела женщина! За неморгающий, устремленный в небо, взгляд и за
характерную 'древнеегипетскую прическу' это изваяние получило прозвище
'марсианский сфинкс'.
Сенсация просто не могла не попасть на страницы прессы, после чего, как всегда,
немедленно появились опровержения. Руководитель программы 'Викинг' К. Снайдер,
тот самый, что допустил утечку ценной фотографии, не скрывая раздражения,
заявил, что 'обнаруженное изображение - всего лишь скальные образования,
принявшие причудливые очертания в результате игры света и теней'. Советский
академик Сагдеев горячо поддержал эту мысль, сказав, что нового самообмана,
такого, что имел место с каналами, уже не будет.
Не воздержались от изучения фотографии и в Институте геохимии и аналитической
химии им. Вернадского. По мнению кандидата географических наук Р. Кузьмина, 'все
дело в косом освещении, свет низкорасположенного Солнца отбрасывает тени от
обычных бугорков, а что касается ноздрей и ожерелья на лице, то это обычные
помехи, возникшие при передаче изображения на Землю!'. Действительно, по законам
теории вероятностей коварная игра света и тени вполне может вдруг составить
любое изображение, одно на целой планете, вплоть до надписи 'Привет, земляне'.
Но если это не настоящее изображение, то стоит только поменять направление
освещения, как весь эффект немедленно пропадет. Но как это сделать на Марсе,
ведь космические аппараты 'Викинг' давно отслужили свой срок и повторно заснять
этот район при другом освещении уже не смогут? Однако, надо отдать должное
упоминавшемуся Снайдеру, работники НАСА перерыли тысячи фотографий и нашлитаки
еще один, ранее забракованный, снимок, сделанный на другом витке и,
следовательно, в другое время. Сфинск хотя и был едва виден, но тем не менее не
исчез!
Получив в свои руки два снимка, американские специалисты приступили к
компьютерной постройке стереоизображения. Ноздри, ожерелье, другие точки,
считавшиеся помехами, на новом изображении почему-то не исчезли, зато ЭВМ
уверенно вырисовала только ею одной увиденные зрачки глаз и даже зубы в
приоткрытом рту!
В те времена соперничать