кратеров! Это значит, что люди строили
дороги, уже когда метеориты не задерживались разреженной атмосферой, т. е.
люди-марсиане работали в чрезвычайно разреженной атмосфере, такой, как у нас
бывает на высоте до 20-40 км. В такой атмосфере не то что работать, просто
находиться можно считанные секунды! Получается, что марсиане работали в
скафандрах с помощью роботов? Или, может быть, проще - они делали очень прочные
дороги на возвышениях, так, чтобы их не засыпало песком?
Не правда ли, в любом случае все это походит на фантастику? Хотелось бы, чтобы
теперь наши космические аппараты уточнили данные о сфинксе и городе, такая
задача ставилась в последние годы всем кораблям. Но... исчезла связь с двумя
'Фобосами', в августе 1993 года пропал на марсианской орбите без вести
американский 'Марс-Обсервер'. Странная эта планета, мы послали туда 10
космических аппаратов, ни один из них не выполнил программу до конца,
примарсианились только два (столько же у американцев), большинство вообще
исчезли в бескрайних просторах Космоса. И дело тут не в плохом качестве техники,
на Венеру, чья атмосфера гораздо более негостеприимна, летало в два раза больше
кораблей, по большей части успешно (14 сели у нас, у США - 1).
Разумеется, вряд ли вблизи Марса существует система противоракетной обороны, но
такая печальная статистика должна насторожить кого угодно. Следующая попытка
разгадать тайну Марса предстоит российскому аппарату в 1997 году. Будем считать,
что он (если прорвется сквозь 'заградительный огонь') сумеет многое прояснить,
именно поэтому не стоит пока подводить итоги с историей о марсианах.
И все же одна мысль, несмотря на эти оговорки, так и не идет из головы.
Несколько тысяч лет назад жили на красной планете люди, строили огромные
сооружения, возвели рядом с живописными Столовыми горами Кидония на прекрасной
Ацидалийской равнине большой город Кидония, а затем город погиб вместе с
планетой... Может быть, по причине искусственно вызванной экологической
катастрофы или из-за атомной бомбардировки (метеорит ли разнес на куски одну из
пирамид?), а может, гибель Марса была вызвана вполне естественными причинами,
марсиане лишь ускорили ход событий и не сумели спасти положение? В любом случае
хотелось бы знать, что стало с обитателями Кидонии? Они ушли из города как раз
тогда, когда на Земле. начала развиваться цивилизация, неужели же они все
перелетели на Землю и дали мощный толчок в развитии землян (чтобы через тысячи
лет уже здесь вновь подойти к угрозе экологической катастрофы?). Хотелось бы
верить, что все они спаслись. Но отчего же тогда так печален лик марсианского
сфинкса? И российские, и американские компьютеры заметили и выделили на правой
щеке небольшую (всего-то в 50 метров) 'точку'. Слеза! Так по ком же плачет
марсианская женщина, взгляд которой устремлен в небо?
Звездоплавание
Как быстро мы сможем побывать на других планетах и, что называется, лично
засвидетельствовать свое почтение инопланетянам?
К концу XX века в мировой космонавтике сложилась следующая ситуация:
- почти полностью исчезли прежние главные стимулы - политическое противостояние
мировых систем, гонка вооружений, престижность и романтизм первых открытий;
- новым главным критерием при выборе дальнейших путей развития являются
требования науки и экономики;
- усиливаются решительные требования общественности во главе с учеными о
пересмотре космических программ (вплоть до полного закрытия отдельных
направлений) с целью обеспечить в них гарантированную экологическую
безопасность.
Вместе с тем законное желание ученых иметь исчерпывающую информацию о планетах
нашей и других звездных систем, угроза перенаселения Земли, планы экономистов по
размещению в Космосе энергостанций, грязных и опасных производств, сырьевых баз
- все это вместе требует не только не уменьшать, но и даже значительно
увеличивать грузопоток на космических трассах.
Данное противоречие возможно разрешить только с помощью принципиально новых
способов выведения грузов на орбиту и дальнейшего полета в космическом
пространстве. В настоящее время придумано достаточно много так называемых
'неракетных' способов, но все они (космические мосты, эстакады, лифты и т. д.)
имеют много минусов: сверхвысокую стоимость сооружения, большая
продолжительность строительства на отчуждаемых площадях, немобильность и
чрезвычайно низкий к. п. д. установок...
Каким бы хотелось видеть космический транспорт ближайшего и далекого