русского космизма, как Вл. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров,
П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский. 'Всякое благо возможно для
человека, - писал Соловьев, - только под условием, что живет он сам и
живут те, кого он любит... Человек, желающий жить и приговоренный к
смерти, не может, серьезно говоря, считаться свободным'.
2. Переход ноосферы на качественно новую стадию эволюции,
отличающуюся максимальной степенью раскрытия творческих потенций
освобожденного индивидуума при одновременном диффузионном размывании
межличностных границ в социуме с высокой степенью интеграции
коллективного интеллекта. Будем называть это качественно новое
гипотетическое состояние ноосферы нооунитарной стадией эволюции.
Переход ноосферы в эти высшие, тесно связанные между собой состояния,
очевидно, отвечает основному закону ее эволюции. Очевидно также, что
процесс перехода ноосферы в эти новые состояния должен быть связан с
преодолением целого ряда глубоких внутренних противоречий в социуме.
Можно поэтому не
сомневать ся, если что и не ожидает наших далеких потомков, так это скука и
самоуспокоенность.
Заканчивая разговор о грядущем, хочется еще раз подчеркнуть то
главное, что людям необходимо- иметь в виду сегодня. Польский сатирик
С. Е. Лец однажды сказал: 'Наука и техника так совершенствуются, что
скоро человек сможет обойтись без самого себя'. Чтобы этого не
случилось, приоритет должен быть отдан общечеловеческим интересам
глобального развития, задачи гуманизации цивилизации должны быть
поставлены во главу угла, а управление техногенной деятельностью
должно быть подчинено принципу коэволюции ноосферы и природы. Это
сегодня главное.