что для него 'мир пластичен, и из
него, как из воска, можно лепить какие угодно фигуры'. Именно из
такого подхода и вырастал пресловутый сталинский лозунг об отношении
к природе. 'Мифы гораздо динамичнее реальности, - писал в той же
работе Бердяев, - и так всегда было в истории. Абстрактные мысли,
принимающие, форму мифов, могут перевернуть историю, радикально
изменить общество'. Добавим: не только общество, но и окружающую
среду,
МИФ, НАУКА И ЧЕЛОВЕК
Прослеживая пути формирования духовного единства человечества,
крупный западный философ К. Ясперс отмечал, что с этим связана
'осевая эпоха' мирового исторического процесса - -эпоха возникновения
мировых религий и философии. Эта эпоха оказала глубокое . влияние на
ресь последующий ход мировой истории. Именно тогда впервые.была
осознана основополагающая для проблемы 'человек и космос' идея:
человек должен ощущать себя органической частью саморазвивающегося
космоса, попытки противопоставить себя космосу,
встать над ним равнозначны суициду цивилизации. Из них, между прочим,
следует и самоотрицание; если человек 'выше' природы, космоса, то он
'выше' и других людей. Нравственный закон внутри нас и звезды над
нами - только следуя этому кантовскому принципу, человек обретает
будущее в космическом понимании.
Такой взгляд на место человека в саморазвивающемся космосе позволяет
глубже осмыслить роль мифа а культуре. В становлении и эволюции
'игрового пространства' цивилизации миф выполняет существенные
функции. Мифотворчество - одна из ступеней восхождения к высшим
уровням познания окружающей действительности и космоса в целом.
Заложенные в мифах идеи нередко использовались учеными для создания
передовых научных теорий. Классический пример - создание теории
множеств Георгом Кантором, толчком к которому послужили размышления
над парадоксальным содержанием догмата о триединстве бога.
Современная космология и теория элементарных частиц неоднократно
обращались к идейному богатству древних восточных
религиозно-философских учений.
Мифология - естественная часть мировых религий, моральный и этический
потенциал которых всегда играл и, видимо, будет играть важную роль в
самодвижении цивилизации.
Перечисленные причины позволяют утверждать: мифотворчество и научное
мировоззрение, будучи противоположными полюсами познания
действительности, в то же время не исключают друг друга, а, напротив,
могут находиться в состоянии своеобразного 'мирного сосуществования'.
Миф нередко первым 'осваивает' познавательные территории, по которым
наука в силу тех или иных причин не может дать ясного заключения.
Такие примеры есть в области психологии, есть они и в космонавтике.
Однако это верно только до определенного предела. Этот предел
определяется превращением мифа в политизированную идеологему,
включением его в идеологическую систему, обслуживающую социальную
надстройку. Такая мифологизированная идеология становится
антагонистической, непримиримой противоположностью научного
мировоззрения. Как это происходит в случав
космонавтики, мы разобрали выше на конкретных примерах.
Стороники идеологизированного мифа обычно хорошо понимают это.
Поэтому в наше время такой миф, как правило, облекается в
наукообразную форму и его провозглашают истиной в последней
инстанции, а все прочие взгляды - соответственно ошибочными и
вредными заблуждениями. Подобным примерам в современной истории несть
числа. Некоторые из них, относящиеся к космосу и космонавтике, также
были рассмотрены.
И еще одна любопытная особенность мифологизированной идеологии - это
резко враждебное отношение к другим мифам. Вспомним хотя бы
ожесточенные нападки, которым во времена застоя подвергались, в
общемто, совершенно безобидные сообщения о летающих тарелках, большую
часть которых, как уже отмечалось, следует отнести к области
мифотворчества. Вероятно, это происходило потому, что идеология
усматривала для себя какую-то опасность в параллельном
мифотворчестве; впрочем, предоставим читателям возможность
самостоятельно поразмыслить над этой странной особенностью.
Какова прогнозная и конструктивная сила мифа? Мировоззренческая