некоторые работы, в России церковники замышляли
процесс над Ломоносовым.
Центральной идеей космической натурфилософии Возрождения стала идея
самодвижения материи. Божественные истины, положенные творцом в
основу мироздания, оказались доступными человеческому разуму, Признав
в принципе возможность постижения этих истин, деятелям этой эпохи
предстояло пройти долгий и непростой путь к нахождению методов,
адекватных поставленной задаче. Этот путь пролегал через
фантастическую смесь идей античной философии, христианской мистики,
магии и каббализма к экспериментальным методам исследования основных
физических закономерностей и их теоретическому обобщению. Важно было
начать это движение, и оно было начато.
На этом пути можно отметить несколько наиболее значительных идей. Еще
в XIII в. Аверроэс выдвинул концепцию двойной истины - богословской и
научной. Церковь отвергла эту идею, но она сыграла свою роль в
познании космоса. В трактатах Николая Кузанского (XV в.) намечен
переход от средневековой схоластики к экспериментальным методам
исследования, содержится ряд принципиально важных космогонических
идей:
отрицание абсолютного центра Вселенной, аргументы против
геоцентризма, глубокий анализ проблемы бесконечности и др.
Преобразование космогонических идей средневековья продолжено в трудах
Телезно и Патрици (XVI в.). Телезио вводит разграничение действий
творца и проявлений естественного закона, который регулирует-
творение. В основе книги Патрици 'Новая философия Вселенной' лежит
радикально преобразованная концепция неоплатоников: свет -
божественная благодать, но одновременно пространственная сущность,
которая формирует вещество. Космос Патрици - бесконечное незаселенное
пространство. Завершающий шаг в развитии этих идей сделал Бруно,
который наполнил бесконечный космос обитаемыми мирами, подобными миру
Земли.
НОВОЕ ВРЕМЯ
В 1543 г. вышли две книги - 'Об обращении небесных сфер' Коперника и
'О строении человеческого тела' Везалия. Они знаменовали кардинальный
разрыв со средневековыми представлениями о макро- и микрокосме, о
Вселенной и человеке и переход к каузальному объяснению природных
явлений на основе объективно существующих механических
закономерностей. Гелиоцентрическая система Коперника означала также
десакрализацию категорий пространства и времени, их истолкование
через понятие механического движения.
Нельзя сказать, чтобы современники мировоззренческой революции с
легкостью восприняли зарождение новых представлений о космосе.
Напротив, процесс переосмысления был долгим и мучительным. Вот как,
например, отразил эту ситуацию английский поэт Джон Донн (XVII в.):
Все в новой философии сомненье:
Огонь былое потерял значенье. Нет Солнца, нет Земли - нельзя понять,
Где нам теперь их следует искать... Так много нового, мир обречен, На
атомы он снова раздроблен. Все рушится, и связь времен пропала, Все
относительным отныне стало.
А вот что думал на ту же тему его современник, один из
основоположников механики Паскаль: 'Мы не
способны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению. Плывем
по безбрежности, не ведая куда, что-то гонит нас, бросает из стороны
в сторону... Вокруг нас нет ничего незыблемого',
.Видимо, не случайно на этом фоне всеобщего смяте-
ний и XVI в. создаются новые мистические системы мировидения. Это
'Оккультная философия' Агриппы Неттесгеймского и 'наука' о тайных
силах природы, якобы исследующая внутреннюю сущность явлений,
мистическая концепция космоса, сформулированная 'духовидцем' Яковом
Бёме. Эти 'системы' имели продолжение - в XVIII в. последователь Бёме
Э. Сведенборг создал теософское учение о точном соответствии небесных
и земных явлений, разработал космогоническую иерархию добрых и злы^
сил, с которыми возможно общение.
Но даже и серьезные ученые не могли полностью отказаться от
устаревших представлений о космосе. Так, Тихо Браге в связи с
появлением кометы 1572 г. рассуждал о волнениях в Европе и о конце
мира. Кеплер провел реформу астрологии, связывая политическую и
культурную жизнь Европы с космическими событиями.
Зарождение механистической картины мира на самом исходе эпохи
Возрождения знаменовало начало нового периода