его современников. В некоторых своих работах Ньютон
склонялся к мысли, что причиной гравитации является 'нематериальный
агент', т. е. бог. Вот что писал по этому поводу Лейбниц: 'Ньютон и
его последователи имеют забавное мнение о деле божьем. Согласно им,
бог имеет нужду время от времени заводить свои часы: иначе они
остановятся. Он не сообразил снабдить их вечным двигателем. Эта божья
машина к тому же, по их мнению, так несовершенна, что бог вынужден ее
время от времени особым актом смазывать и даже исправлять, как
часовщик, считающийся тем худшим мастером, чем чаще он прибегает к
исправлению часов'.
Несмотря на указанные слабости и противоречия, математическая теория
Вселенной, созданная Ньютоном, позволила ему блестяще решить ряд
практически важных задач: построить теорию движения Луны, рассчитать
движение планет и комет, дать объяснение приливов и отливов и т. д.
Развивая теорию Ньютона, его последователи в XVIII и XIX вв.
обеспечили триумфальное шествие астрономии и механики. Эти успехи
были связаны с именами таких первоклассных ученых, как Л. Эйлер, А.
Клеро, М. Даламбер, М. Лагранж, П.Лаплас, И. Кант, У. Леверье.
Далласом, в частности,
была разработана теория устойчивости движения планет вокруг Солнца, в
результате чего отпала необходимость прибегать к услугам какого-либо
постороннего 'агента', который время от времени подправлял бы их
движение и по адресу которого с таким сарказмом высказывался Лейбниц.
Все это позволило Лапласу столетие спустя после работ Ньютона на
вопрос Наполеона о роли бога в мироздании ответить словами, ставшими
крылатыми: 'Гражданин первый консул, в этой гипотезе я не нуждался'.
Мир Ньютона обладал еще одним недостатком: он был статичен, лишен
развития и сохранял свойства, полученные им от бога в первый день
творения. Этот недостаток был позднее исправлен Кантом и независимо
от него Далласом, которые выдвинули гипотезу о происхождении
Солнечной системы из небулярной туманности.
Несмотря на все эти достижения, были основания оценить космическую
концепцию классической механики как в определенном смысле шаг назад
по сравнению с воззрениями античной науки. Вот что писал по этому
поводу Ф. Энгельс: 'Насколько высоко естествознание первой половины
XVIII века поднималось над греческой древностью по объему своих
познаний и даже по систематизации материала, настолько же оно
уступало ей з смысле идейного овладения этим материалом, в смысле
общего воззрения на природу' *.
По отношению к самому Ньютону это широко известное высказывание
Энгельса не совсем верно, так как не учитывает его богословских
работ, достаточно полный анализ которых был выполнен лишь в последнее
время. Именно в этом цикле работ Ньютон пытался дать ответ на вопрос
о роли творца во Вселенной, о месте, которое в ней занимает человек,
о соотношении макро- и микрокосма.
Ньютон считал теологию неотъемлемой частью системы мироздания.
'Рассуждение о боге, - писал он в последнем поучении к 'Началам', -
на основании совершающихся явлений, конечно, относится к натуральной
философии'. Истинной религии, по Ньютону, соответствовала
тинная натуральная философия - гелиоцентрическая система мира,
которая позже была искажена язычниками, а вслед за ними и
католической церковью. Христос (по его взглядам, не бог, а лишь
'превосходнейшее творение' бога) был послан в мир, чтобы воссоздать
утраченное, но не был понят: его последователи, и прежде всего
католики ('богохульники', 'духовные развратники', совершившие
'великое отступничество'), стали поклоняться самому Христу как богу.
Из этих рассуждений Ньютона видно, что в своих богословских трактатах
великий физик впал в арианскую ересь. Для члена Тринити-колледжа -
колледжа Святой Троицы Кембриджского университета - это. очевидно,
было небезопасно, и Ньютон большую часть своих рукописей на
богословские темы так'и не решился опубликовать при жизни.
Бог ньютоновых 'Начал' - Пантократор, осуществляющий абсолютную
власть над творением. Истинная религия открывается людям через
изучение природы. Инструмент познания Универсума и божественного
промысла - наука. Отсюда следовало, что высшим критерием истинности
познания является авторитет самого интеллекта, ведущего исследование