обращаться к сокровищнице
образов и идей, накопленных еще на заре истории культуры.
Возникает вопрос: почему восприятие мира первобытнообщинным человеком
носит преимущественно мифологический характер? Дело в том, что для
него мифединственно доступный способ мышления вне его общиннородовых
отношений. Понимание мифа как абстрактно обобщенного образа возникло
в значительно более поздние эпохи. Человек времен первобытнообщинного
строя всю окружающую действительность переводил на мифологический
язык.
Таковы основные черты первоначального восприятия космоса на уровне
мифологии.
АНТИЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Первая картина мира, которую можно назвать научной, сформировалась в
следующую историческую эпоху - эпоху античности. Практические
потребности нового времени, развитая система рабовладельческих
обществ потребовали решения ряда научно-прикладных
задач - развития географии, звездной навигации, совершенствования
системы календаря и т.д. Ученые античности впервые поставили и решили
эти задачи.
Пифагор - автор термина 'космос' в современном понимании -
сформулировал учение о божественной роли чисел, которые управляют
мирозданием. Он предложил пироцентрическую систему мира, согласно
которой Солнце и планеты под музыку небесных сфер вращаются вокруг
центрального огня.
Мистика чисел, разработанная Пифагором и его последователями,
оказалась весьма живучей и была положена в основу магии и астрологии.
Но одновременно идеи пифагорейской школы о роли чисел были
использованы в количественном анализе, ставшем в новое время основой
научного описания природы. А представление об основополагающей роли
чисел в системе мироздания оказалось созвучным с геометрическими
основами современной теории тяготения - общей теории относительности.
. Вершиной научных достижений античности явилось
учение Аристотеля. В основу системы мироздания, по Аристотелю,
положена эссенциалистская концепция познания (essentie по-латыни
значит 'сущность'), а использованный при этом метод является
аксиоматическидедуктивным. Согласно этой концепции непосредственный
опыт позволяет познать частное, а всеобщее выводится из него
умозрительным путем (с помощью 'очей разума').-По Аристотелю, за
изменчивым обликом космоса лежит иерархия универсалий, сущностей, о
которых человек может получить достоверное знание. Цель натуральной
философии - именно познание сущностей, а инструментом познания служит
разум.
Для понимания космической философии античности важную роль играет
учение о логосе, который является одновременно и объективным, и
субъективным элементом. Логос - значит 'слово', 'мысль' и выступает
как сила, организующая хаос и преобразующая его в гармонически
совершенный космос. У Аристотеля концепция логоса нашла отражение в
телеологии, учении о целенаправленном движении под действием
энтелехии - активного начала, которое превращает возможность в
действительность.
^Последователи Аристотеля - перипатетики - завер-
шили создание стройной схоластической системы
ний, которая представлялась им полной, поскольку отражала структуру
космоса во всех его аспектах. Схоластическое учение представлялось
также завершенным и абсолютным, поскольку никто не может 'исправить'
космос. Неизменность и совершенство античного знания о космосе
(схолы) отражали неизменность и совершенство самого космоса.
Очевидным социальным откликом такого образа мироздания служила
статичность и иерархичность социальной структуры античного общества.
Согласно представлениям схоластов Вселенная вечна, но периодически
разрушается, чтобы вновь возродиться в следующем космическом цикле
(палингенезис). Аристотель уточнял, что разрушению подвергается
только изменчивый подлунный мир, а области, лежащие выше Луны,
являются вечными. Звезды состоят из божественной субстанции, а потому
имеют власть над всем происходящим в подлунном мире.
Продолжительность 'Великого года' по Платону составляет 760 тыс. лет,
по Птолемею - 36 тыс. лет.
После работ Платона и Аристотеля ни один серьезный философ не
оспаривал теории сферичности Земли. Аристотелю также принадлежит
заслуга формирования единого свода физических представлений
античности.
Античная культура