основана на принципе объективизма. Космологизм
античности носит одушевленно-разумный характер: космос неизменен,
вечен и совершенен, а потому обладает божественной сущностью.
Античные боги в представлении Платона и Аристотеляэто воплощенные в
космосе идеи, иными словами, управляющие им законы. Такой взгляд на
божество и космос означает пантеизм.
Каково место человека в этой системе абсолютного космологизма? Если
все происходящее в космосе - результат этой абсолютной необходимости,
то это означает, что жизнь человека находится полностью во власти
судьбы (Мойра, Адрастея, Тюхе, Ананке). Однако античный человек
воспринимал этот фатализм своеобразно: поскольку конкретный ход
судьбы ему неизвестен, он обладает свободой воли принимать
собственные решения. А. Ф. Лосев называет это абсолютизмом
фаталистически-героического космологизма.
А. Ф. Лосеву и А. А. Тахо-Годи принадлежит интересное филологическое
исследование понятия 'личность' в древнегреческом и латинском языках.
Анализируя
мины 'субъектум', 'индивидуум', 'просопон', 'гипостасис', они
приходят к выводу, что ни один из них не соответствует тому
пониманию, которое мы вкладываем в слово 'личность'. По их мнению,
ближе всего для этой цели подходит термин 'сома', однако и он
означает 'тело'. Этот анализ позволяет уточнить античные
представления о роли и месте человека в абсолютном космосе' мир -
сцена, а люди - актеры, которые создаются космосом и растворяются в
нем после того, как сыграют на этой сцене роль, предписанную самим
космосом Таким образом, это еще и художественное восприятие космоса,
ведь этот термиц означает порядок, гармонию, красоту.
Античный человек - эманация космоса, он свободен в поступках, но
судьба его предопределена. Он - часть абсолютного космоса,
новнеличностен. В социальном плане это портрет рабовладельца, потому
что рабовладение тоже безличностно. По Аристотелю, все общее - это
рабовладелец по отношению к частному, все единичное - это рабы. С
точки зрения .этой теории рабовладение является земным отражением
абсолютного космологизма.
С концом рабовладения эта космическая философия не могла не зайти в
тупик. Так и получилось: на исходе античности философская школа
неоплатоников пришла к выводу, что космос - это пустыня, потому что
нет личности. Плотин, основатель неоплатонизма (III в. н. э.), учил,
что космос - это неопределенный, лишенный каких-либо собственных
качеств восприемник вечных идей (эйдосов), источником которых служит
Единое. Из Единого проистекают разум (нус), содержащий всё идеи, а
также мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души.
Отсюда был один шаг до возвеличения личности, н такой шаг сделала
философия монотеизма (христианство, ислам). В основе этого учения
лежала уже не природа, а демиург - абсолютная личность, которая
'выше' и 'раньше' космоса. Однако, начавшись в античную эпоху, эта
философия достигла расцвета уже в средние века.
СРЕДНИЕ ВЕКА
Христианство возникло и стало развиваться, когда начался глубокий
кризис мировой Римской империи,
торая владычествовала над огромной частью античной Ойкумены.
Отчаявшиеся, обнищавшие подданные мировой державы мучительно искали
спасения, выхода. 'Такой выход нашелся, - писал Энгельс. - Но не в
этом мире. При тогдашнем положении вещей выход мог быть лишь в
области религии'*. Этой религией оказалось христианство.
По сравнению с языческой религией, оставшейся глубоко равнодушной к
личности человека, в чисто этическом и моральном плане христианство с
его проповедью человеколюбия, несомненно, явилось крупным шагом
вперед. Заложенный в Писании нравственный потенциал послужил
источником для многих гуманистических идей на протяжении всех
последующих эпох.
Схоластическая система мироздания, впитавшая в себя элементы
мифологических представлений, оказалась очень устойчивой и составляла
основу европейской науки на протяжении более полутора тысяч лет -
вплоть до начала научной революции, ознаменованной трудами Коперника,
Галилея и Ньютона. Объяснение этой редкостной устойчивости следует
искать в том, что такие черты, как замкнутость, иерархичность,
статичность, оказались общими для двух последовательно сменявших