и утешения, пусть он будет светочем, чтобы всем, кто
входит в круг его света, становилось легче разыскивать свой путь. Будем
судить о степени своей духовности по тому влиянию, которое мы оказываем
на других, и будем стремиться, чтобы мир сделался чище, лучше и
счастливее от того, что мы живем в нем.
И для чего же мы здесь, как не для того, чтобы помогать друг другу,
чтобы любить и возвышать друг друга? Должен ли человек, достигший духовности,
задерживать развитие своих ближних, или он должен помогать
их развитию? Наблюдайте за своим влиянием на других, будьте осторожны
и внимательны к тому, как могут подействовать ваши слова на жизнь ваших
ближних. Слова ваши должны быть осторожны и говорить о любви; ни
клевета, ни сплетня, ни жестокие слова, ни дурные подозрения не должны
осквернять уста, стремящиеся сделаться проводником духовной жизни.
Трудность в нас самих, а не вне нас. Именно здесь, в нашей собственной
жизни, в нашем собственном поведении должна совершаться духовная эволюция.
Помогайте вашим братьям, не будьте суровы с ними, поднимайте
их, когда они падают, помните, что если вы стоите твердо сегодня, вы
можете упасть завтра и будете нуждаться в помощи также, как ваш павший
брат.
Все св. Писания утверждают, что самая суть Божественной жизни есть
бесконечное сострадание. Сострадательным должен быть и человек, достигший
духовности. Будем же и мы — по мере сил — из наших малых чаш
любви подавать вашим ближним каплю из божественного океана сострадания.
Мы всегда будем правы, если поможем своему ближнему, забывая о
своих собственных нуждах, чтобы удовлетворить его нужды.
В этом, и только в этом, заключается истинная духовность, и весь ее
смысл в том, чтобы вернуть туда, откуда началось наше странствие, чтобы
признать единое я во всем. Тот, кто стремится к духовности, должен
отождествлять себя вполне со всем, что живет и дышит. Нет "другого" в
этом мире, мы все — одно. Каждый является отдаленной формой, но один и
тот же Дух дышит и живет во всех.
Послушайте, что сказал Шри-Кришна, олицетворенная божественная любовь,
когда, взглянув на наш мир, он произнес свой божественный суд
над праведными и грешными. "Если самый грешный поклоняется Мне всем
сердцем", сказал Он, "то и его следует причислить к праведным, ибо
праведна решимость его; скоро станет и он послушен Долгу и вступит в
Вечный Мир. Знай, о Каунти, воистину поклоняющийся мне не погибнет во
век" (Бхагавад-Гита. IX, 30, 31). Будем создавать праведную решимость
и страх не проникнет в сердца наши. Мы можем заблуждаться, делать
ошибки, можем падать снова и снова, но праведная решимость приведет
нас на верный путь.
Будем же поклоняться Высочайшей Любви и отсюда произойдет наше
единство со всем миром; и потому, что будет праведна решимость наша,
несмотря на все наши ошибки и слабости, Сама истина обещает нам, что
скоро станем и мы послушны долгу и обретем мир навсегда.
III. ЗАКОН ЖЕРТВЫ
Мы уже видели из предыдущего, что человек может достигать Высшего
Сознания по мере того, как он овладевает своими чувствами и обуздывает
свой ум. Мы видели, что чем более он повинуется Закону Долга и чем определеннее
и решительнее принимается за уплату всех созданных им обязательств,
тем более он приближается к Высшей Жизни.
Теперь мы постараемся подняться в более высокую сферу и посмотрим,
как человек, живший по Закону Долга, расчет духовно и начинает достигать
единения с божественной жизнью благодаря выполнению Закона Жертвы.
Мы знаем, что Жертвою создана вселенная, в которой мы живем. Это —
вполне справедливо, потому что вселенная могла произойти только благодаря
акту Жертвы Логоса, который должен ограничить Себя для чего, чтобы
произошли миры. Все религии учат, что проявление началось с акта
Божественной Жертвы. Можно привести цитаты из всех св. Писаний, чтобы
подтвердить эту мысль, но она настолько общеизвестна, что не требует
подтверждений.
Сущность Божественной Жертвы заключается в том, что Нематериальное
принимает ограничения материи, Беспредельное замыкается в пределы,
Свободное заключается в оковы. Первая мысль, которая является нам при
наблюдении мироздания состоит в том, что проявление жизни возможно
лишь благодаря ограничениям, которые и определяют условия ее эволюции.
И как для своего проявления Жизнь должна вливаться в различные формы,
так и для своего дальнейшего раскрытия она должна разбивать их одна за
другой и облекаться все в новые и новые формы. Мы видим, как жизнь,
проявленная в материи, притягивает