А. Безант

Законы высшей жизни

и утешения, пусть он будет светочем, чтобы всем, кто

входит в круг его света, становилось легче разыскивать свой путь. Будем

судить о степени своей духовности по тому влиянию, которое мы оказываем

на других, и будем стремиться, чтобы мир сделался чище, лучше и

счастливее от того, что мы живем в нем.

И для чего же мы здесь, как не для того, чтобы помогать друг другу,

чтобы любить и возвышать друг друга? Должен ли человек, достигший духовности,

задерживать развитие своих ближних, или он должен помогать

их развитию? Наблюдайте за своим влиянием на других, будьте осторожны

и внимательны к тому, как могут подействовать ваши слова на жизнь ваших

ближних. Слова ваши должны быть осторожны и говорить о любви; ни

клевета, ни сплетня, ни жестокие слова, ни дурные подозрения не должны

осквернять уста, стремящиеся сделаться проводником духовной жизни.

Трудность в нас самих, а не вне нас. Именно здесь, в нашей собственной

жизни, в нашем собственном поведении должна совершаться духовная эволюция.

Помогайте вашим братьям, не будьте суровы с ними, поднимайте

их, когда они падают, помните, что если вы стоите твердо сегодня, вы

можете упасть завтра и будете нуждаться в помощи также, как ваш павший

брат.

Все св. Писания утверждают, что самая суть Божественной жизни есть

бесконечное сострадание. Сострадательным должен быть и человек, достигший

духовности. Будем же и мы — по мере сил — из наших малых чаш

любви подавать вашим ближним каплю из божественного океана сострадания.

Мы всегда будем правы, если поможем своему ближнему, забывая о

своих собственных нуждах, чтобы удовлетворить его нужды.

В этом, и только в этом, заключается истинная духовность, и весь ее

смысл в том, чтобы вернуть туда, откуда началось наше странствие, чтобы

признать единое я во всем. Тот, кто стремится к духовности, должен

отождествлять себя вполне со всем, что живет и дышит. Нет "другого" в

этом мире, мы все — одно. Каждый является отдаленной формой, но один и

тот же Дух дышит и живет во всех.

Послушайте, что сказал Шри-Кришна, олицетворенная божественная любовь,

когда, взглянув на наш мир, он произнес свой божественный суд

над праведными и грешными. "Если самый грешный поклоняется Мне всем

сердцем", сказал Он, "то и его следует причислить к праведным, ибо

праведна решимость его; скоро станет и он послушен Долгу и вступит в

Вечный Мир. Знай, о Каунти, воистину поклоняющийся мне не погибнет во

век" (Бхагавад-Гита. IX, 30, 31). Будем создавать праведную решимость

и страх не проникнет в сердца наши. Мы можем заблуждаться, делать

ошибки, можем падать снова и снова, но праведная решимость приведет

нас на верный путь.

Будем же поклоняться Высочайшей Любви и отсюда произойдет наше

единство со всем миром; и потому, что будет праведна решимость наша,

несмотря на все наши ошибки и слабости, Сама истина обещает нам, что

скоро станем и мы послушны долгу и обретем мир навсегда.

III. ЗАКОН ЖЕРТВЫ

Мы уже видели из предыдущего, что человек может достигать Высшего

Сознания по мере того, как он овладевает своими чувствами и обуздывает

свой ум. Мы видели, что чем более он повинуется Закону Долга и чем определеннее

и решительнее принимается за уплату всех созданных им обязательств,

тем более он приближается к Высшей Жизни.

Теперь мы постараемся подняться в более высокую сферу и посмотрим,

как человек, живший по Закону Долга, расчет духовно и начинает достигать

единения с божественной жизнью благодаря выполнению Закона Жертвы.

Мы знаем, что Жертвою создана вселенная, в которой мы живем. Это —

вполне справедливо, потому что вселенная могла произойти только благодаря

акту Жертвы Логоса, который должен ограничить Себя для чего, чтобы

произошли миры. Все религии учат, что проявление началось с акта

Божественной Жертвы. Можно привести цитаты из всех св. Писаний, чтобы

подтвердить эту мысль, но она настолько общеизвестна, что не требует

подтверждений.

Сущность Божественной Жертвы заключается в том, что Нематериальное

принимает ограничения материи, Беспредельное замыкается в пределы,

Свободное заключается в оковы. Первая мысль, которая является нам при

наблюдении мироздания состоит в том, что проявление жизни возможно

лишь благодаря ограничениям, которые и определяют условия ее эволюции.

И как для своего проявления Жизнь должна вливаться в различные формы,

так и для своего дальнейшего раскрытия она должна разбивать их одна за

другой и облекаться все в новые и новые формы. Мы видим, как жизнь,

проявленная в материи, притягивает