познав. во всем Божественное Единство, мы увидим — согласно с
Законом Жертвы — и в отверженце ту же божественную жизнь, и тогда форма
исчезнет для нас, и мы сознаем, что мы и этот человек — одно; тогда
сострадание заменит отвращение, которое обыкновенный человек чувствует
к падшему. Любовь заменит ненависть, равнодушие преобразится в нежность.
Человек, повинующийся Закону Жертвы, отличается в своих отношениях
к окружающим именно этим настроением божественного сострадания,
которое не видит отталкивающей внешней формы потому, что сознает божественную
красоту, сокрытую во всем. Когда он встречает человека невежественного,
может ли он почувствовать презрение просвещенного к невежде
и поставить себя над ним как нечто высшее и отдельное? Нет, он
не признает свою мудрость принадлежностью своей отдельной личности, он
смотрит на нее, как на собственность, принадлежащую всем одинаково, и
делясь ею с другими, он не увидит разницы между собою и этими другими,
потому что во всем видит единство Божественного Я.
То же и по отношению всякой другой разницы в мире форм. Человек,
который живет по Закону Жертвы, познает божественное единство во всем
и видит разницу только в сосудах, а не в наполняющей их жизни. Поэтому
он собирает мудрость и знание в свой отдельный сосуд только для того,
чтобы разделить их с другими, и кончает тем, что совершенно теряет
чувство отдельной жизни и становится частью общей Жизни Мира.
Проникаясь этим сознанием и познавая, что единственная ценность его
отдельного бытия — быть проводником высшего, быть орудием духовной
жизни, он медленно и постепенно поднимается над всем, кроме сознания
Единства и начинает чувствовать себя частью этого великого страдающего
мира. Он сознает, что страдания человечества — его собственные страдания,
грехи человечества — его собственные грехи, слабости его братьев
— его слабости. Таким образом познает он единство и видим его во всех
видимых различиях.
Только так можем мы жить в Вечном.
"Те, которые видят различия, идут от смерти к смерти", говорится в
писании. Человек видящий различия, находится действительно в постоянном
процессе умирания, потому что он живет в мире форм, которые уничтожаются
ежеминутно, а не в Духе, который есть непреходящая Жизнь.
И поскольку все мы сумеем почувствовать единство жизни и позвать,
что жизнь есть общее достояние всех, и что никто не имеет права отделять
себя или гордиться тем, что его доля отлична от доли другого, —
ровно поскольку мы и живем Духовною Жизнью.
Вот последнее слово Мудрости, переданное нам истинными Мудрецами.
Все, что меньше этого — не духовно, все, что меньше этого — Мудрость и
не истинная Жизнь.
О, если б только на одно короткое мгновение я могла показать вам
хотя слабый отблеск того минутного презрения, которое, благодаря милости
Учителя, я имела в Красоту и Славу истинной Жизни, не знающей
различия и не признающей обособленности — тогда очарование этой красоты
показало бы вам, как ничтожны рядом с нею все красоты земли и каким
мусором покажутся все сокровища земли по сравнению с невыразимой радостью
Жизни, которая сознает себя Единой.
Трудно, конечно, сохранить эту радость среди обособленности человеческой
жизни, среди иллюзий чувств и заблуждений ума. Но если мы почувствовали
ее хотя бы на одно мгновение, весь мир изменился для нас
навсегда, и если мы хотя на миг удостоились узреть величие Божественного
Единства, то никакая другая жизнь не в силах привлечь нас.
Но как осуществить, как проникнуться этим дивным сознанием Единой
Жизни и Единого Я? Только благодаря ежедневному самоотречению в мелочах
жизни; только благодаря тому, что в каждой мысли, в каждом слове и
в каждом действии мы начнем любить Единство. Мы должны не только говорить
об этом Единстве, но и осуществлять его при каждом представляющемся
случае, ставя себя последними, а других первыми, стараясь всегда
удовлетворять нужды других и отказываться слушать требования своего
низшего я.
Я не знаю другого пути, кроме этого терпеливого, настойчивого усилия,
час за часом, день за днем, год за годом, пока под конец мы не
достигнем горних вершин.
Мы говорим о Великом Отречении (В религиозных верованиях индусов
есть учение о великих праведниках, отрекающихся от заслуженного блаженства
на высшем духовном плане (Нирвана) ради помощи страдающему миру
и добровольно воплощающихся, чтобы облегчить эволюцию отставшего
человечества. Мы говорим о тех, пред Которыми преклоняемся, и Которые
"совершили Великое Отречение".