явлений, во время транса было еще замечено, что
чем глубже транс, тем как бы выше поднимается сознание. При не особенно
глубоком трансе замечалось лишь усиление быстроты способностей, но
по мере углубления транса, они развертывались все шире и ярче. Были
собраны факты, указывающие на то, что у человека не одно сознание, а
несколько сознаний, проявляющихся различно при различных условиях.
Пробовали делать опыты с одной невежественной крестьянкой, которая в
нормальном состоянии была несообразительна, медленна и тупа. Ее загипнотизировали,
и в трансе она сделалась умнее; особенно странно то, что
она стала с презрением относиться к своему собственному обычному я,
критиковать его действия, пренебрежительно говорить о его ограниченности,
употреблять, говоря о нем, такие выражения, как "эта тварь".
При еще более глубоком трансе проявилось сознание еще более высокое,
чем предыдущее, — серьезное, полное достоинства, разумное, которое
смотрело сверху вниз на первые два проявления, критиковало их строго и
беспристрастно, порицало их ошибки, поднималось над их ограниченностью.
Таким образом, в этой крестьянке были обнаружены три ступени сознания
и чем глубже был транс, тем выше было проявленное сознание.
Отмечен еще один странный факт: в бодрствующем состоянии сознания
крестьянка ничего не знала о своем втором и третьем сознании. Для нее
они не существовали. Во втором состоянии она знала о низшем состоянии,
но ничего не знала о высшем. В третьем же состоянии она смотрела сверху
вниз на первые два, но ничего не знала относительно высшего сознания,
если такое имелось. Из этого наблюдения вытекает новая мысль: что
не только существует сознание более высокое, чем наше обычное бодрствующее,
но что ограниченное сознание не может ничего знать о более
широком, которое выступает за пределы его ограниченности. Высшее сознание
знало низшее, но низшее не знало высшего, следовательно, неведение
низшего — не доказательство несуществования высшего. Ограничения,
связывающие низшее сознание, не могут служить аргументом против существования
высшего, познать которое оно не может именно благодаря
этим ограничениям. Таковы некоторые из результатов, добытых западной
наукой при ее исследовании транса.
Теперь мы перейдем к другого рода исследованиям. Люди материалистического
миропонимания, старательно изучая механизм мозга, пришли к некоторым
заключениям относительно качества мозга, в котором проявляются
сверхнормальные результаты сознания, независимо от всякого транса. Эта
школа мыслителей имеет своим представителем талантливого итальянского
ученого Ломброзо, который провозгласил что мозг гениального человека
болен и ненормален. "Гений соединен с безумием"; там, где вы видите
мозг с ненормальными проявлениями, вы на пути к болезни и конец ее —
безумие. Подобные идеи существовали и до Ломбозо, и мы все знаем слова
Шекспира: Great wits to madness near allied (Великий ум тесно соединен
с безумием).
Само по себе это утверждение не принесло бы большого вреда, если бы
оно не достигло тех размеров, до которых его довела школа Ломброзо. Но
в руках этой школы оно сделалось страшным орудием против всякого религиозного
опыта. Учение этой школы, основывая свои заключения на физиологических
фактах, говорят, что мозг становится ненормальным, если он
способен отвечать на такие возбуждения, на которые нормальный мозг не
реагирует. Вслед за распространением этой идеи, школа Ломброзо сделала
и еще шаг вперед, провозглашая, что в этом и кроется объяснение всякого
религиозного переживания. Всегда существовали видения, мистики и
ясновидящие, каждая религия полна свидетельств о необыкновенных событиях
и о вещах, невидимых здоровому, уравновешенного мозгу. Человек,
имеющий видения, это — человек с больным мозгом, он невропат, он болен,
хотя бы это был мудрец или святой. Весь опыт святых и мудрецов,
все их свидетельства о явлениях невидимых миров суть только мечтания
ненормального ума, работающего через больной и переутомленный мозг.
Религиозные люди, пораженные таким утверждением, не знали, что и
возразить на него. Ошеломленные тем, Что им казалось кощунством, что
определяло весь их религиозный опыт как невропатию, а святых, как
жертв расстроенной нервной системы, страдающих от непонятной нервной
болезни, — они не знали, что и сказать. Эта мысль, казалось, вырвала с
корнем все надежды человечества, сносила все свидетельства о реальности
невидимых миров одним ударом.
Есть один ответ на это смелое утверждение, и я упомяну