о нем в самых
общих чертах прежде, чем объясню условия, при которых он может быть дан.
Предположим, что все это совершенно верно; что величайшие гении человечества
в области религии, литературы и искусства были нервно больные,
с больным мозгом. Что же из этого? Когда мы судим о пользе, приносимой
человеком на земле, мы судим не по состоянию его мозга, а по
его влиянию на сердце, умы и действия других людей. Если бы каждый гений
был двойником сумасшедшего, если бы каждый святой был человеком с
больным мозгом, если бы каждое видение божественного порядка, видения
мистиков и святых происходили от соприкосновения больного мозга с
чем-то неизвестным, — что же из этого?
Лишь ценность всего, что эти люди дали нам, вот истинная мера, которою
мы можем мерить их.
Если вся жизнь человека совершенно меняется, когда он вступает в
общение с святым, разве эта перемена станет для нас ясней, если мы
скажем, что мозг святого ненормален? Если так, то болезнь святого лучше,
чем здоровье среднего человека; переутомленный мозг гения в тысячу
раз драгоценнее для человечества, чем нормальный мозг заурядного человека.
Я спрашиваю, что эти люди дали нам, и убеждаюсь, что каждая высочайшая
истина, которая двигает человечество вперед, которая утешает
нас в печали, поднимает нас выше страха смерти и дает нам сознание
бессмертия, — исходит от таких нервно больных. Какое мне дело до ярлыка,
которым определяешься качество их мозга в вашей физиологии? Я поклоняюсь
тем, кто дал человечеству вдохновения, которыми жива его душа.
Вот мой первый ответ. Второй возникает сам собою из рассмотрения утверждений
школы Ломброзо. Я готова допустить, что поскольку дело идет
о чисто физиологических условиях, Ломброзо до некоторой степени прав;
это и вполне естественно. Нормальный мозг человека есть результат эволюции
прошлого и он приспособлен к тому, чтобы иметь дело с обыденными
вещами мира сего, с куплей и продажей, с обманом и плутовством, с эксплуатацией
неимущего, с унижением слабого. Нормальный мозг человека
должен иметь дело с жизненной свалкой, с грубостью и борьбой. Высшее
сознание не может проявляться через мозг, вскормленный нечистой пищей,
подчиненный страстям, служащий эгоизму и жестокости. Возможно ли ожидать
от этого мозга какой-нибудь чуткости к духовным импульсам высшего
сознания, или к тонким вибрациям высших миров? Он есть продукт прошлой
эволюции и принадлежит прошлому.
Но что же сказать о мозге другого типа, способном отзываться на более
тонкие вибрации? Это тот мозг, который сосредоточивает в себе все
надежды будущего. Он говорит нам об эволюции грядущего, а не о прошедшем.
Те, кто идут впереди человеческой эволюции, обладают более чуткой
и развитой природой и благодаря этому, грубые вибрации низшего мира
расстраивают их легче, чем людей, приспособившихся к ним. Самый тот
факт, что мозг уже в состоянии воспринять более тонкие вибрации, делает
его менее способным переносить грубые вибрации низшего мира.
Теперь нам следует рассмотреть два рода совершенно различных условий.
Во-первых, высоко развитой мозг с нормальной чуткостью, способный
воспринимать тонкие Вибрации и находящийся в состоянии неустойчивого
равновесия; это мозг гения духовного, артистического, литературного.
Во-вторых, нормальный мозг, ставший под давлением глубоких волнений
ненормально чутким и напряженным и более или менее бездействующим, это
— мозг обыкновенного религиозного мистика и ясновидца.
Первый будет нормален и здоров, но плохо приспособлен к требованиям
низшей жизни и небрежен относительно обычных житейских дел; его легко
можно потрясти резкими вибрациями, поэтому он бывает часто нетерпелив
и раздражителен. Неустойчивое равновесие его сложного нервного механизма
может быть нарушено гораздо легче, чем равновесие прочного, установившегося
механизма менее развитого мозга. В позднейшей эволюции
мозг гения получит устойчивость и эластичность, теперь же он редко обладает
этими свойствами.
Второй, мозг мистика, неспособный в нормальном состоянии воспринимать
высокие вибрации, может достигнуть необходимой для этого чуткости
благодаря напряжению, которое, с другой стороны, вредит его механизму
и может проявиться как нервное расстройство. Сильное волнение, могучее
желание достигнуть Высшей Жизни, продолжительные пост и молитва, вообще
все, что чрезмерно напрягает нервы, делает мозг способным воспринимать
вибрации из высших миров. Тогда появляются сидения и другие "ненормальные"
явления. Сверхфизическое сознание находит