Андрэ ван Лисбет

Пранаяма. Путь к тайнам йоги

сознания, подсознание с его импульсами, инстинктами и комплексами, которые изучаются западной психологией. Эта коша содержит восприятие и инструменты действия. В ней также хранится память - индивидуальная и унаследованная от наших предков. Мстомаия-кота управляет движениями тела. Ее психический динамизм воздействует на праническую стратификацию через чакры - центры трансформации для ментальной энергии.

Пранамайя-коша

Она состоит из комплекса сил; которые действуют в человеческом теле. Вместе с импульсами действия, поступающими из Мачомаия-коши, она приводит плотные элементы тела в движение. Силовые потоки движутся вдоль пади.

Пранамаия-коша - инструмент действия.

Аннамайя-коша

Самая плотная стратификация человека. Она состоит из химических элементов (атомов, молекул), поступающих из пищи (твердая пища, напитки, кислород из воздуха). Инертная и плотная, эта коша играет роль инструмента действия и проявления высших стратификации.

Как и в случае с нади, нет необходимости погружаться в глубокое изучение всех чакр, - достаточно иметь представление о главных. Так мы поймем огромное поле приложения пранаямы, динамики дыхания.

Разнообразные упражнения пранаямы изменяют условия поглощения праны, ее циркуляции по нади, ее накопления и распределения по чакрам, но главным движущим элементом в этом процессе остается сознание. Если упражнения пранаямы выполнять без концентрации, они окажутся не более, чем гигиеническими дыхательными действиями, а вот на фоне концентрации они дают возможность полного проявления ресурсов нашего психического динамизма на земном уровне. Поэтому можно сказать, что праническое тело (Пранамайя-коша) - это особая стратификация в нашей человеческой, структуре. Именно поэтому йога немыслима без пранаямы. Управление высшими слоями невозможно без интеграции и сознательного управления так называемыми нижними слоями. Но не стоит думать, будто эти слои отделены друг от друга, как,в луковице; они взаимопроника-ющи, их действие двусторонне: от сознания - к плотному внешнему миру и от плотного внешнего мира- к психической вселенной. Таким образом я переходит с одного уровня на другой. Совершенный зритель подобен песчинке в устрице; это тайная и забытая причина появления жемчужины. Так Дживатман создает инструменты для себя и прячется в них. Душа создает тело и оживляет его. Человек, совершенный зритель - вот кто транс цендирует время и пространство и поэтому бессмертен. Все остальные вещи - его инструменты, его тело (психическое, ментальное, праническое и плотное). Так, спускаясь с одного уровня на другой, зритель вступает в контакт с более плотными слоями, не становясь сам ни временным, ни пространственным.

В связи с этим пранаяму можно определить как психофизиологический процесс активизации разных чакр, сопровождаемый пробуждением сознания этих энергетических центров.

Взаимосвязь с христианской доктриной

Анандамайя-коша соответствует душе. Остальные стратификации - это духовные и плотные аспекты тела. Высшие коши взаимопроникающи и содержат нижние слои.

Аннамайя-коша и Пранамайя-коша четырехмерны (три измерения пространства и одно измерение времени).

Маномайя-коша и Виджнянамайя-коша существуют только во времени.

Анандамаия-коша находится вне времени и пространства.

38. Чакра Муладхара

Контролируя поступающий ток и переключатели на инструментальной панели компьютера, я управляю всей циркуляцией и утилизацией электрической энергии внутри аппарата и регулирую его работу. Точно так же, контролируя ограниченное число ключевых чакр, мы контролируем совокупность плотных и пранических тел.

Некоторые чакры связаны с видовым полюсом в тазовой области, другие - с .индивидуальным полюсом в головном мозге. Оба этих полюса соединены главными проводниками праны - тремя нади: Пингалой, Идой и Су-шумной. Другие чакры расположены по их ходу, причем каждая из чакр управляет определенной частью общего пранического контура.

Чакра, которую мы будем изучать первой, более тесно связана с видовым полюсом, или корнем, -это чакра Муладхара (мула = корень; адхара = поддержка). Поэтому она поддерживает корень человека во всей его целостности, а не только в качестве плотного тела. Это особо привилегированный энергетический центр, поскольку он расположен в месте зарождения трех главных нади. Это место кундалини, скрытой энергии вида в каждом живом существе. Вместе с тем, это один из главных органов Анапы.

Мы уже видели, что баланс между Прана-Вайю и Апана-Вайю