Андрэ ван Лисбет

Пранаяма. Путь к тайнам йоги

Когда вам это удастся и вы сможете легко концентрироваться на этих точках, представляйте, что пульсации с каждого виска постепенно распространяются по всей вашей голове, пока две волны не встретятся в центре между висками. Иногда пульсации ощущаются и в верхней части черепа, что тоже вполне нормально.

Чакра Сахасрара занимает весь головной мозг; но чакра - это не мозг, ибо мозг выступает не более чем инструментом чакры, ее физическим двойником. Из-за того, что свечения чакры легко различимы, ее представляют в виде светящегося лотоса с бесчисленным количеством лепестков. Тысячу лепестков, о которых упоминается в текстах, не следует .воспринимать буквально; речь идет о множестве или бесчисленном количестве лепестков, так что о математической точности говорить не приходится.

Сушумна

Это главный пранический канал (нади), на описание которого ушли тонны чернил. Хотя последователи тантры считают, что он начинается в сердце, в йогических текстах почти единогласно отмечается, что он зарождается в Мулад-харе, из которой Сушумна идет на запад. На языке посвященных под западом понимается задняя часть тела; это объясняется тем, что йоги всегда выполняют практики лицом к востоку; таким образом, если сторона тела, освещенная лучами восходящего солнца, считается восточной, то спина становится западом, а пашчима (запад) в Пашчимот-танааане подразумевает растягивание западной стороны, когда мы выпрямляем спину.

Но вернемся к Сушумне. Покинув Муладхару, Сушумна отходит назад, то есть идет к крестцу, а затем следует вверх вдоль позвоночника. На выходе из позвоночника - в черепе - Сушумна разделяется на два рукава, один из которых поднимается к темени головы (Брахмарандра), где волосы формируют макушку, а второй вливается в чакру Аджию (между глазами). В какой-то мере, но не полностью, из-за позвоночного расположения Сушумну можно отождествить со спинным мозгом. Сушумна- это поток нервной энергии, который движется от ануса к крестцу, затем идет по спинному мозгу и уходит к высшим центрам головного мозга.

Определение точного маршрута Сушумны или конкретного расположения чакр не имеет особого практического приложения. В трактатах также упоминается, что на своем пути Сушумна пересекает разные чакры, а это значит, что последние расположены в позвоночнике, хотя в других описаниях сказано, что они находятся вне позвоночника.

Вполне возможно, что нервный центр в позвоночнике активизируется более интенсивно под воздействием определенной чакры (расположенной на границе между анатомическим и психическим телом). Однако если мы концентрируемся на деятельности конкретного органа или области за пределами позвоночника, скажем, на сердцебиении, то его отголоски слышны вдоль Сушумны. Иными словами, методы активизации чакр, основанные на внешней концепции Сушумны, прекрасно работают и вовсе не аннулируют гипотезу, согласно которой чакры находятся внутри Сушумны.

Сушумна играет значительную роль в практике йоги. У обычного человека праническиетоки преимущественно текуч по Иде и Пингале, а йог стремится объединить Прану и Апан; и заставить их двигаться по Сушумне. Очень важно ощуща-п позвоночник, и важную роль при этом играет практика аса с концентрацией на растягивании позвоночника во врем динамических фаз. Здесь снова подчеркивается роль асанка подготовки к пранаяме.

Чтобы направить энергию вдоль позвоночника, необходимо мысленно представить ее поток. Йоги представляют Сушумну в виде полой трубки внутри позвоночника.

Услышав слово представляют, непосвященный может решить, что речь идет исключительно о самовнушении. В действительности, если я представляю, что посылаю прану к рукам, это означает, что на самом деле я направляю к ним кровь и они разогреваются. Мысленный образ предшествует физиологической функции и подкрепляет ее. Значение, которое придается Сушумне, определяется тем фактом, что в отличие от Иды и Пингалы она пересекает чакры. У обычного человека, не практикующего йогические техники, чакры между собой не связаны, они работают автоматически и бессознательно, и хотя порой они взаимодействуют друг с другом, человек об этом не знает, поэтому не может сознательно ими управлять, как не может сознательно управлять, к примеру, кишечником. Направляя Апану и Прану в Сушумну, йог обретает сознательный контроль над праной и чакрами; попутно он пробуждает некоторые тонкие психические силы. Так достигается цель выполнения этих практик-активизация ментальных и духовных энергий.

У Сушумны есть еще одна жизненно важная функция. Когда