не мой талант, а мой рост.
- И в его лаборатории вам удалось сделать выдающееся открытие?
- Да, но помогла очередная неудача. Когда я делал опыты, подул сильный ветер, распахнулась форточка, и сквозняком в мои пробирки занесло споры плесневого гриба. Естественно, эксперимент был испорчен, и мне грозили крупные неприятности. С отчаянием я решил повнимательнее присмотреться к непрошеным гостям и открыл пеницилин...
- И вот тут-то вам, наконец, повезло.
- Да, но сначала коллеги окрестили пенициллин сомнительным снадобьем, а меня - средневековым алхимиком. Лишь во время второй мировой войны в полной мере выявились прекрасные лечебные качества нового препарата...
- И к вам пришла заслуженная слава?
- Да, но когда? Пеницилин был открыт мною в 1929 году, и к окончанию войны все уже забыли, кто его сделал. Так что меня с трудом разыскали, чтобы вручить Нобелевскую премию...
Некоторые историки техники утверждают, что даже электрический двигатель появился на свет благодаря случайной ошибке электромонтера. На Венской международной выставке 1873 года при установке динамо-машины рабочий перепутал провода и присоединил их наоборот. Машина стала работать, как двигатель...
Подобные истории невольно заставляют подумать, что наиболее значительные изобретения и открытия рождались по воле слепого случая. Но не всякому помогает случай. Судьба одаривает только подготовленные умы,- сказал Луи Пастер.
Самая распространенная, самая удивительная легенда - это басня о яблоке Ньютона. Будто Исаак Ньютон пришел к мысли о всемирном тяготении, увидев, как с ветки яблони на землю упало яблоко. Знаменитую яблоню Ньютона сто лет показывали посетителям дома в Вульсторне. А когда яблоню сломала буря, из ее обломков сделали стул, и стул этот торжественно поставили в музей. Впервые упоминание о яблоке встречается в рассказе французского философа Вольтера, который слышал эту подробность не от самого ученого, а от его племянницы, особы образованной, но достаточно легкомысленной!
Само слово случай вошло в употребление настолько сильно, что даже описывая какое-либо событие мы говорим: а вот какой произошел случай. Кстати, вот какой произошел случай. Наследником миллионов Ньютона стал его племянник, не оставивший после себя ничего примечательного, кроме своей нелепой смерти. Он упал на курительную трубку, которую держал в это время в зубах...
Случай часто определяет всю последующую жизнь человека.
Иногда случай, произошедший в детстве, выстраивает всю судьбу ребенка. Часто, совершенно случайно, попадая в какие-либо условия, человек живет дальше, уже находясь под влиянием той случайности, которая определила его жизнь.
...В залатанной, но чистенькой курточке мальчишка пробирается в грохоте экипажей по лондонским улицам, скользит на грязи булыжников, прижимая к груди стопку аккуратно подрезанных книг. Это Майкл Фарадей, ученик переплетчика из книжной лавки. Это Майкл Фарадей - великий ученый, подаривший жизнь всем генераторам и динамо-машинам мира.
Поступи Фарадей не к переплетчику, а, допустим, к сапожнику, он не смог бы прочитать книг мадам Марсе о чудесах природы, так изумивших его. Отлучись он на час из лавки, когда добряк Данс пришел с билетом на лекцию, и он никогда, быть может, не увидел бы своего кумира - сэра Хэмфри Дэви, великого химика. Как сложилась бы его судьба, разорвись эта цепь счастливых случайностей?
Никола Тесла - выдающийся изобретатель в области электротехники в детстве имел счастливую случайность познакомиться с устройством машин, которая поразила и захватила его воображение на всю жизнь. В Госпиче, маленьком городке в Хорватии, где жил маленький Тесла, добровольная пожарная команда приобрела однажды новый пожарный насос. Но оказалось, что насос не работает.
Наблюдательный мальчик быстро нашел неисправность и, устранив ее, пустил насос в действие. Вскоре Никола построил сам несколько моделей водяных турбин, установил их на речке и начал внимательно изучать их работу. Так, со случая началась жизнь Теслы, как выдающегося изобретателя машин.
Вот как описывает случай, перевернувший всю его жизнь, Валентин Бережков, бывший переводчиком Сталина:
Стремление попасть в среду старшеклассников подогревалось вспыхнувшей в моем сердце детской любовью к Наташе, учившейся в четвертом классе и теперь переходившей в пятый. Мне хотелось всегда быть подле нее. Я писал ей страстные письма, обливая бумагу слезами восторга. Но не находил взаимности. Я убедил себя, что она обратит на меня внимание только тогда, когда я догоню ее.