Интересно то, что нет почти никакой разницы между взрослыми и детьми в их попытках справиться с угрожающей ситуацией. Дети стараются делать то же самое, что и взрослые, и добиваются приблизительно того же результата, когда пытаются преодолеть опасность. Успех в любом возрасте, конечно, чрезвычайно редок [13].
В большинстве культур сновидения статичны, у сеноев же они становятся все более позитивными с каждым годом.
Давайте предположим, что наши сновидения представляют наши сокровенные мысли о нас самих и об окружающих. Предположим также, что действие сна представляет образ взаимодействия с самим собой и с окружающими. Если эти предположения справедливы, тогда изменение в сновидении может привести к изменению в мышлении человека о себе самом и о мире.
Это представление — центральное в контроле сновидений. Если вы измените ваше поведение во сне, если это изменение перенесется в ваше отношение к обычной жизни, тогда ваше поведение в обычной жизни также изменится. Изменения в обыденной жизни приведут к дальнейшим изменениям в жизни-сновидении и так далее, по позитивному возрастающему кругу [14].
Я часто наблюдала феномен перенесения эффекта из поведения во сне в поведение в обычной жизни. Это похоже на эффект терапии, к которому обращаются в реальной жизни. Для примера: если импотента лечит аналитик, старающийся годами избавить его от страха перед женщиной и от чувства обиды, то вряд ли пациент сумеет избавиться от своего недостатка. А если тот же самый больной обратится к бихевиористу, то через несколько недель он определенно обнаружит, что его изменившееся состояние само собой изменит его отношение к своей проблеме.
Точно также, если мы просто понимаем наше отношение к окружающему миру, которое выражено в наших снах, мы, возможно, будем, а может быть и нет, в состоянии изменить наше отношение к обыденным явлениям. А если изменим наше состояние и поведение во сне, наше состояние и поведение в реальной жизни также изменится. Есть убедительные и многочисленные доказательства того, что это на самом деле происходит, но я представлю их коротко. Преднамеренно изменяя элементы своей жизни-сна, вы сможете научиться противостоять многим своим проблемам в самом их начале — в вашем собственном сознании гораздо эффективней, чем несколько лет спустя в кабинете психотерапевта. Каждый образ сновидения представляет какую-то сторону человека. Даже если образ сновидения символизирует кого-то другого, это ваше представление этого человека (не сам по себе человек), то есть это — вы сами. Если какой-то образ сновидения атакует другой образ, вы — тот, кто видит сон, — буквально атакуете самого себя, или часть самого себя. Эти конфликтные элементы внутри вашего сознания могут быть реорганизованы и приведены к позитивному состоянию в течение полутора часов или немного более продолжительного времени, которое вы отдаете сну ночью, если вы обратитесь к представлениям сеноев о контроле над сновидениями. Тот, кто использует свои сновидения должным образом, может самоинтегрироваться. По терминологии Стюарта, он может пытаться установить мир на планете, добившись мира изнутри, то есть в самом себе [15].
Когда мирная унификация сновидений достигнута, совсем естественно предположить, что вооруженный этим навыком человек сможет взаимодействовать с обществом в той же миролюбивой, согласованной и созидательной манере.
Существенная перемена в сновидениях, переход от страха к созиданию, происходит постепенно. Даже в среде сеноев для достижения конечного высокого уровня контроля над сновидениями требуется какое-то время. Дети отнюдь не сразу начинают видеть сновидения, совпадающие с детально разработанными образцами взрослых. День за днем сны рассказываются, обсуждаются, критикуются или одобряются. Ночь за ночью ребенок пытается изменить свои сны в согласии с системой верований своего общества. год за годом этот процесс продолжается. Постепенно, по кусочкам и частям, отнюдь не сразу, ребенок начинает делать в своих снах то, на что его настраивали, покуда к своему взрослению не обретает могущественный контроль над своими сновидениями.
Сенои достигают способности контролировать сначала отдельные конкретные обязательные образы прежде, чем им удается добиться того же самого в отношении других образов. Согласно Стюарту [16], сенои в первую очередь достигают способности контролировать в своих сновидениях образы вещей и животных, затем — образы ассоциаций и сравнений, и только в самом конце — образы авторитетных фигур и богов. Поначалу