молоко у матери.
285. Вырви свое желание, как вырывают рукой осенний лотос.
Следуй по пути спокойствия к Нирване, указанной Сугатой.
286. "Здесь я буду жить во время дождей, здесь - зимой и
летом", так рассуждает глупец. Он не думает об опасности.
287. Такого человека, помешавшегося на детях и скоте,
исполненного желаний, похищает смерть, как наводнение - спящую
деревню.
288. Ни дети, ни отец, ни даже родственники не могут быть
защитой тому, кого схватила смерть. У родных не найти защиты.
289. Зная эту истину, пусть мудрец, внутренне сдержанный,
быстро очистит себе путь, ведущий к Нирване.
ХХI. Глава о разном
290. Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть
большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького
счастьица, размышляя о большом счастье.
291. Тот, кто ищет себе счастье, причиняя страдания другим,
запутавшись в тенетах ненависти, не освобождается от
ненависти.
292. Ведь что должно быть сделано, откладывается; что не нужно
делать, наоборот, делается. У таких беспечных и заносчивых
увеличиваются желания.
293. Но те, чей вполне сосредоточенный ум постоянно направлен
на тело, не следуют за тем, что не должно быть сделано, упорно
делая то, что должно быть сделано. У таких мудрых и
внимательных желания исчезают.
294. Убив мать и отца и двух царей из касты кшатриев,
уничтожив царство вместе с его подданными, брахман идут
невозмутимо.
295. Убив мать и отца и двух царей из касты брахманов, убив
пятым человека-тигра, брахман идет невозмутимо.
296. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда
бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к
Будде.
297. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда
бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к
Дхамме.
298. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда
бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к
Сангхе.
299. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда
бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена на
тело.
300. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда
бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется ненасилию.
301. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда
бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется размышлению.
302. Трудно оставить мирской уклад, трудно радоваться; трудна
и несчастна жизнь в доме, трудно жить с иными, чем ты.
Несчастье преследует странника. Поэтому не будь странником и
пусть несчастье не преследует тебя.
303. Того, кто исполнен веры и добродетели, наделен славой и
богатством, в каком бы месте он ни оказался, чтут повсюду.
304. Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же
вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.
305. Тот, кто сидит в одиночестве, спит в одиночестве, бродит
в одиночестве, тот, кто деятелен и сдерживает себя сам, пусть
радуется в лесной чаще.
ХХII. Глава о преисподней
306. Кто говорит ложь, а также тот, то, сделав, говорит: "Я не
делал", - попадают в преисподнюю. Ведь и тот и другой после
смерти равны; люди низких деяний равны в том мире.
307. Многие из тех, чьи шеи укутаны в желтое, плохо соблюдают
дхамму и невоздержаны. Низкие из-за своих низких деяний, они
рождаются в преисподней.
308. Лучше проглотить раскаленный железный шар, подобный
огненному пламени, чем нечестивому и невоздержанному
воспользоваться благотворительностью страны.
309. Беспечный человек, желающий чужую жену, получит четыре
вещи: достижение бесчестья, нарушенный покой, в-третьих,
осуждение, в-четвертых, преисподнюю.
310. И достижение бесчестья, и плохая судьба у него; и
кратковременна любовь испуганного с испуганной, и царь
налагает тяжелое наказание. Поэтому пусть человек не ищет
связи с чужой женой.
311. Как трава куса, если за нее неумело ухватиться, режет
руку, так и отшельническая жизнь, если ее неверно вести,
увлекает в преисподнюю.
312. Что-либо сделанное небрежно, попранный долг, сомнительное
благочестие - все это не приносит большого вознаграждения.
313. Если что-либо должно быть сделано, - делай, совершай с
твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает
пыли.
314. Несделанное лучше плохо сделанного; ведь плохо сделанное
потом мучит. Но лучше сделанного хорошо сделанное, ибо, сделав
его, не испытываешь сожаления.
315. Как пограничный город, охраняемый изнутри и снаружи, так
охраняй себя. Не упускай же времени, ибо упустившие