время
предаются печали, обреченные на жизнь в преисподней.
316. Придерживающиеся ложный взглядов, стыдящиеся того, чего
нее должно стыдиться, и не стыдящиеся того, что постыдно,
такие люди идут дурной тропой.
317. Придерживающиеся ложных взглядов, видящие опасность,
когда не должно бояться, и не видящие опасности, когда должно
бояться, эти люди идут дурной тропой.
318. Придерживающиеся ложных взглядов, различающие зло там,
где зла нет, и не видящие зла там, где зло есть, эти люди идут
дурной тропой.
319. Придерживающиеся правильных взглядов, знающие, что зло -
зло, а незло - незло, эти люди идут хорошей тропой.
ХХIII. Глава о слоне
320. Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как
слон в битве - стрелу, выпущенную из лука.
321. Укрощенного ведут в бой; царь поднимается на укрощенного.
Укрощенный, который терпит оскорбления, - лучший из людей.
322. Укрощенные мулы, и благородные синдские лошади, и большие
слоны благо. Но лучше этого тот, кто смирил себя.
323. Ибо с этими животными не достичь недоступной страны, куда
придет человек, смиривший себя самоограничением и упражнением.
324. Слона по имени Дханапалака трудно сдерживать, когда у
него из висков выделяется едкая жидкость. Связанный, он не ест
ни куска: слон грезит о слоновом лесе.
325. Если кто лентяй, обжора и соня, если кто, лежа, вертится,
как большой боров, накормленный зерном, - тот, глупый,
рождается снова и снова.
326. Этот ум бросил прежде, блуждая, как ему хочется, как ему
нравится, как ему угодно. Теперь я его полностью сдержу, как
погонщик - взбесившегося слона.
327. Радуйтесь серьезности, охраняйте свой ум! Выбирайтесь с
плохого пути, как слон, застрявший в грязи.
328. Если найдешь разумного друга, готового идти вместе,
праведно живущего, мудрого, превозмогшего все невзгоды, - иди
с ним, радостный и вдумчивый.
329. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе,
праведно живущего, мудрого, - иди один, как царь, отказавшийся
от завоеванного царства, или как слон в слоновом лесу.
330. Лучше жить одному. Нет дружбы с дураком. Ты, имеющий мало
желаний, или и не делай зла, как слон в слоновом лесу.
331. Друзья приняты, когда в них возникает потребность.
Приятно удовольствие, если оно взаимно. В смертный час приятна
добродетель. Отказ от всех зол - приятен.
332. Приятно материнство в этом мире; отцовство также приятно;
приятно отшельничество в этом мире; также приятно брахманство.
333. Добродетель приятна вплоть до старости; приятна стойкая
вера; приятно достижение мудрости; приятно воздержание от зла.
ХХIV. Глава о желании
334. Желание беспечно живущего человека растет, как малува. Он
мечется из существования в существование, как обезьяна в лесу,
ищущая плод.
335. Как плодовитая бирана, растут печали у того, кого
побеждает это несчастное желание - привязанность к миру.
336. Кто в этом мире побеждает это несчастное, трудно
победимое желание, у того исчезают печали, как капля воды с
листа лотоса.
337. Вот что говорю я вам: "Благо вам, сколько вас здесь ни
собралось! Вырывайте корень желания, как вырывают бирану,
чтобы найти благовонный корень усиру! И да сможет победить вас
Мара, как поток - тростник".
338. Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если
корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается
снова и снова, если не искоренена склонность к желанию.
339. У кого сильны тридцать шесть потоков, устремленных к
удовольствиям, и мысли направлены на страсть, того,
отклонившегося от правильных взглядов, уносят потоки.
340. Потоки текут везде. Лата буйно разрастается. Увидев эту
расцветшую лату, вырежьте ее корень с помощью мудрости.
341. Бывает, что на человека нахлынут плотские вожделения.
Привязанные к удовольствиям, ищущие счастья, такие люди,
поистине, подвержены рождению и старости.
342. Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает
перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова
в течении долгого времени возвращаются к страданию.
343. Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает
перепуганный заяц. Поэтому бхикшу, если он хочет уничтожить
страсть, пусть изгонит желание.
344. Он свободен от желаний, свободен от страстей, предан
жизни в лесу - и все-таки бежит в чащу желаний. Смотрите на
этого человека: свободный, он бежит в ярмо.
345. Мудрые не говорят: крепки эти путы, сделанные из железа,
дерева или травы бабба. Ведь страстная-страстная привязанность