и, таким образом, ответственность за все последствия совершенных действий.
Я повторяю, что в концепции "рабства" виноват не один лишь факт отождествления с телом. Тело должно по-прежнему использоваться в качестве инструмента. Рабство может возникнуть лишь тогда, когда есть кажущаяся свобода волеизъявления, то есть, когда считается, что действие происходит по свободному выбору индивидуума как "исполнителя", тем самым приводя в действие процесс причинности, кармы и "рабства".
Необходимо понять, как происходит наложение кажущейся независимой сущности на всеобщий процесс проявления. Как только вы начинаете видеть ложное как ложное, больше нет необходимости продолжать поиски истины, которая все равно не может быть познана как некий объект. На каком этапе возникает вопрос отождествления? Поскольку феноменальность в латентном состоянии интегрально присутствует в ноуменальности (а ноуменальность присутствует в феноменальных объектах), вопрос об отождествлении вообще не должен возникать. Нет необходимости в каком-то конкретном отождествлении между ноуменальностью (Авьякта) и феноменальностью (Вьякта) как таковыми. Такая необходимость возникает только при проявлении ноуменального Абсолютного в обособленных феноменальных объектах, в процессе объективации, которые обязательно требует "дуализма" - разделения на два элемента: субъект (Вьякти), который воспринимает и познает, и объект, который воспринимается и познается. Важным моментом здесь является то, что и познающий - субъект, и познаваемый - объект представляют собой взаимозависимые объекты и могут существовать лишь в сознании, в котором происходит процесс проявления, и это сознание в действительности есть то, чем мы являемся!
Поймите этот основной момент: мы можем существовать лишь как объекты друг для друга, и лишь в сознании того познающего - субъекта, который познает нас; при этом каждый объект занимает позицию субъекта - познающего (Вьякти) в противовес другим, становящимися объектами. И так возникает "сущность" (Вьякти). Познающий - субъект, рассматривая свою объективную функцию, принимает "себя" за сущность, независимое, автономное "я" со свободой волеизъявления и выбора. Затем эта сущность-фантом еще более углубляет принцип "дуализма" (являющийся самой основой проявления) для того, чтобы сравнивать, делать различия, выносить суждения и совершать выбор среди объектов с точки зрения взаимосвязанных противоположностей, таких как правильное и ошибочное, хорошее и плохое, приемлемое и неприемлемое и т.д.
Именно эта "сущность-фикция" [entity-fication], а не просто отождествление с телом является основой "рабства". И опять: то, чем мы являемся, - ноуменальное Абсолютное (Авьякта), проявленное в виде тотальности феноменальных объектов (Вьякта) - лишено какого-либо индивидуального объективного существования. Следовательно, то-что-мы-есть не может страдать от какого-то "рождения" или "смерти", не может быть подвержено ни рабству, ни освобождению. Как рабство, так и вытекающее из него страдание, являются просто концепциями, основанными на отождествлении с полностью воображаемой сущностью-познающим-субъектом (Вьякти)."
Примером сказанного Махараджем, может служить то, как он сам оценивает моменты обсуждения затронутой им темы. Когда во время обсуждения трудных для понимания вопросов кто-нибудь из слушателей демонстрирует проницательность в постижении того, что говорит Махарадж, он радуется как ребенок, получивший желанную игрушку. Он может сказать: "Как чудесно развивалась тема сегодня утром". Иногда, полностью забывая о каких-либо условностях, существующих для разделенного ума, он может сказать, что такого высокого уровня обсуждения Адвайты нет больше нигде! Но то, что может в таких случаях показаться самовосхвалением, на самом деле является просто радостью стирания обособленного "я". И он в это время является Вьяктой, а не Вьякти.
Рассказывают, что когда люди распевали "Гимны во славу Раманы", Рамана Махарши сам присоединялся к пению и отбивал ритм хлопками в ладоши наравне со всеми. Он достиг полного растождествления с какой-либо сущностью и, таким образом, не обращал никакого внимания на возможный подтекст своих действий. Гимны относились к "Рамане", а не к какому-то индивидууму. Джняни действительно лишен индивидуальной сущности, которая бы его смущала, и его психосоматический механизм, тело, выполняет свои обычные функции обычным путем, а он их и не осознает.
44 Баловство с медитацией.
Однажды посетитель, впервые присутствующий на беседе Махараджа, поднял очень серьезную проблему.