Рамеш С Балсекар

ЗНАКИ НА ПУТИ ОТ НИСАРГАДАТТЫ МАХАРАДЖА

- непроявленное; противоположность вьякты.

Адвайта (а - отриц. частица без; двайта - дуализм, двойственность, два) - недуальность; доктрина монизма, утверждающая, что лишь Высший Принцип (Брахман) имеет существование, а все феноменальное существование есть иллюзия (Майя). Это самое важное направление в Веданте.

Акаша (а - предлог к; каша - возникновение, появление) - небо, пространство пустоты; эфир как элемент.

Ананда (а - предлог к; нанд - радоваться, быть в восторге) - блаженство, радость; один из рех элементов Высшего Принципа - сат, чит и ананда.

Антахкарана ( антар - внутренний; карана - орган чувств; кар - делать, совершать) - внутренний исполнитель, психика; ум в собирательном смысле, включая интеллект (будхи), эго (ахам) и ум (манас).

Апара (а - отриц. приставка; пара - через) - безграничный, не имеющий противоположного берега.

Асана (ас - сидеть) - сидячая поза; одна из восьми ступеней практики Йоги.

Атма, Атман (атм - принадлежащий самому себе) - душа, самость. Атман вне пределов гун Пракрити - саттвы, раджаса и тамаса. Атма - это чистое осознавание.

Атмаджняна (атм - я; джняна - знание) - знание о своем собственном "Я".

Аум - это слово и звук означают Брахмана, Высший Принцип. Аум - это символ Высшего Я. Считается самой священной мантрой. Обсуждение значения Аум содержится в Манукья Упанишаде в контексте высшего сознания. Буква а символизирует сознание мира чувства, буква у - подсознательный ум, а м - Праджню, состояние, выходящее за рамки ума. Также это слово называется Пранава и принимается за символ Бога.

Брахма (бхр - создавать, увеличивать) - один из богов индуистской троицы: Брахма - создатель, Вишну - хранитель и Шива, или Махешвара, - разрушитель. Брахма создает и увеличивает этот мир.

Брахман (брх - расти, увеличиваться) - Абсолют, Конечная Реальность, которая является самосущей. Три атрибута Брахмана следующие: бытие (сат), сознание (чит) и блаженство (ананда). Брахман не является объектом поклонения, это объект медитации и познания.

Бхаджан (бхадж - обожествлять, поклоняться) - практика поклонения, молитва.

Бхакти, Бхакта (бхадж - поклоняться, любить, обожествлять) - преданность, поклонение как путь спасения. Бхакта - человек, преданный божеству, которому он поклоняется.

Бхога (бхудж - переживать, переносить) - переживание мирских удовольствий и печалей.

Вайрагья (ви - врозь, прочь, без; рага - желание, прявязанность) - беспристрастность, безразличие к мирским заботам. Вайрагья - это противоположность Раги, т.е. отказ от всех желаний.

Веда (вид - знать) - знание, которое было открыто, общее название древнейших священных книг индусов. Видья - это знание, Видван - ученый человек. Существует четыре собрания ведических гимнов: 1. Ригведа, гимны богам. 2. Самаведа, песнопения священнослужителей. 3. Яджурведа, жертвенные заклинания, и 4. Атхарваведа, в основном магические песнопения.

Веданта (веда + anta - конец) - конец Вед. Веданта - это одна из шести школ индуистской философии. Самое известное направление Веданты - Адвайта Веданта.

Вишварупа - Вселенная множества форм. Вишварупа - это многоцветная, пестрая, разноликая вселенная.

Вишну (вис - пронизывать; рупа - форма) - один из богов индуистской троицы - Брахма, Вишну и Шива. Вишну - это хранитель.

Вритти (варт - поворачиваться, вращаться по кругу) - стиль жизни и поведения, ментальные колебания.

Вьякта, Вьякти (ви - врозь, прочь; акта - отглагола андж - смазывать) - проявленная Материя, Природа в процессе эволюции.

Гунатита (гуна - атрибут; атита - вне, за пределами) - вне пределов Гун.

Гуны (корень грах - нить или струна) - атрибуты, качества. Три атрибута космической субстанции (Пракрити) следующие: саттва, раджас и тамас. Гуны представляют собой основополагающие атрибуты всех физических, ментальных и психических проявлений во вселенной.

Гуру, Гуру Пурнима (гуру - большой, весомый, занимающий более высокое положение) - учитель, духовный наставник. Гуру Пурнима - день празднования, во время которого ученики подтверждают свою преданность своему наставнику. Он бывает раз в году во время полной луны (Пурнима).

Даршана (Даршан) (дарс - видеть) - процесс, во время которого видят, обозревают, встречают. Этот термин также подразумевает философскую систему, позволяющую заглянуть в Реальность.

Джапа - повторение определенной мантры в качестве воззвания к божеству, обычно с использованием четок.

Джива, Дживатман (джив - жить) - индивидуальная душа. Согласно Веданте, Джива рождается в результате ошибочного отождествления Атмана