Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

по экрану кинотеатра — огонь всё сжигает, вода всё затопляет, — но экран остаётся незатронутым. Сцены —это лишь феномены, которые проходят, оставляя экран таким, каким он был. Подобно этому мир феноменов просто проходит перед джняни, совершенно не задевая его.

Вы можете сказать, что люди находят боль или удовольствие в мирских феноменах. Причина этого — наложение неведения, и оно не должно происходить. На эту цель и направлена практика.

Практика лежит в одном из двух направлений: преданность или знание. Даже они не являются целями. Самадхи должно быть завоёвано; его необходимо практиковать непрерывно, пока в результате оно не станет нашим постоянным естественным состоянием [сахаджа самадхи]. Тогда здесь больше ничего не остаётся для совершения.

466. Г-н Вайдъялингам, служащий Национального банка, сказал: В практике медитации феноменальное проявление исчезает и затем в результате наступает блаженство [ананда]. Оно кратковременно. Как сделать его постоянным?

М. Выжиганием скрытых склонностей ума (васан).

П. Разве А т м а н (Я) не является только свидетелем [сакши-матра]?

М. Термин "свидетель" применим, когда имеется некий объект видения. В этом случае присутствует двойственность. Истина лежит вне их обоих. В мантре "сакши гета кевало ниргунасга" слово сакши следует понимать как саннидхи (присутствие), без которого не может быть ничего. Посмотрите, как солнце необходимо для повседневной деятельности. Оно, однако, не участвует в действиях этого мира, а они тем не менее не могут происходить без солнца. Оно — свидетель всех этих действий. Таким же образом дело обстоит ис Атманом.

184

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

7 марта

467. Йогин Рамайя: Все действия случаются благодаря шакти. Как далеко простирается действие шакти? Может ли она воздействовать на что-либо без собственного усилия человека?

М. Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимается под пурушей (человеком). Он является эго или А т м а н о м?

П. Пуруша есть сварупа [истинная форма].

М. Тогда человек не может предпринимать никакого усилия [праятна].

П. Усилие предпринимает джива.

М. Пока длится эгоизм, усилие [праятна] необходимо. Когда эгоизм исчезает, действия становятся самопроизвольными. Эго действует в присутствии А т м а н а. Оно не может существовать без А т м а н а.

А т м а н делает вселенную тем, чем она является, посредством Своей шакти, и всё-таки Он Сам не действует. Шри Кришна говорит в Бхагавад-Гите: "Я не действую, и тем не менее действия происходят"1.