Шри Бхагавану, излагают так ясно. Поскольку Вы не уклоняетесь от Истины, Вы считаете, что это легко для всех. Однако обычные люди встречают реальные трудности.
М. Тогда говорит ли кто-нибудь, что не является Собой?
П. Я хочу сказать, что больше никто не обладает отвагой излагать вещи так прямо, как Махарши.
М. Какая отвага в том, чтобы называть вещи своими именами, говорить о них то, чем они на самом деле являются?
470. Одна графиня из Европы уезжала этой ногъю домой, по
этому она попросила Его благословить её и её семью.
М. Вы никуда не уходите от Присутствия, как вы это себе представляете. Это Присутствие находится повсюду. Только тело перемещается с места на место, и всё-таки оно не покидает единого Присутствия. Поэтому никто не может оказаться вне поля зрения Высочайшего Присутствия. Поскольку вы отождествляете одно тело с Шри Бхагаваном, а другое — с собой, вы обнаруживаете две отдельные сущности и говорите о своём отъезде отсюда. Где бы вы ни были, вы не можете покинуть МЕНЯ.
Вот пример: изображения движутся по киноэкрану, но разве сам экран движется? Нет. (Высочайшее) Присутствие — это экран: вы, я и другие суть изображения. Индивидуумы могут двигаться, но никак не Я, А т м а н.
471. П. Говорят, что воплощения Бога [аватары] выше, чем
осознавшие Себя джнянины. Майя не властна над ними с самого
рождения; божественные силы проявлены; начинаются новые ре
лигии и т. д.
Шри Бхагаван процитировал:
Джняни тватмайва ме матам.
Сарвам кхалвидам брахма.
"Когда внутри видим только А т м а н,
то ничего не видится отдельным от А т м а н а".
Как аватар может отличаться от джняни или каким образом может существовать аватар, отличный от вселенной?
П. Считается, что глаз [гакшу] должен быть вместилищем [аятана] всех форм, так же как ухо [шротра] — вместилищем всех звуков и т. д. Единое сознание [гайтанъя] присутствует во всех действиях; никакие чудеса не возможны без помощи чувств (индрий). Как вообще могут быть чудеса? Если говорят, что они превосходят человеческое понимание, то таковы и творения, присутствующие в наших сновидениях. Где же тогда чудо?
Разница между аватарами и джнянинами — абсурд. В противном случае будет противоречие изречению: "Познавший Брахмана становится только Брахманом"1.
М. Именно так.
1 Мундака упанишада (III, 2, 9).
188Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
18915 марта
472. Большая группа паломников из Пенджаба прибыла сюда. Они пришли в Холл Раманашрама около 8.45 утра и долгое время сидели молга. Где-то в 9.20 один из