теории "родничка". Далее джняни доказывает: если этот свет заимствован, то он должен приходить из прирождённого ис-
1 См. Глоссарий.
точника. Идите непосредственно к Источнику и не будьте зависимы от заимствованных ресурсов. Железный шар при отделении от основной массы железа раскаляется в огне, позднее охлаждается, отдавая огонь, но должен снова стать раскалённым, чтобы воссоединиться с исходной массой. Точно так же и причина разъединения должна формировать и фактор воссоединения.
Опять же, если есть какое-то отражённое изображение, то должен быть источник, подобный Солнцу (для освещения), и "принадлежности", подобные горшку с водой (для отражения). Чтобы покончить с отражением, необходимо или прикрыть отражающую поверхность, что соответствует достижению "родничка" согласно йогинам, или осушить горшок, удалив воду, что именуют тапасом [тапо Брахмети — тапас есть Брахман]. Другими словами, мысли или активности мозга должны быть прекращены. Это — джняна-марга.
Всё вышесказанное, однако, подразумевает предположение, что джива является отдельной от А т м а н а или Брахмана. Но отдельны ли мы? "Нет", — говорит джняни. Эго есть ошибочное отождествление А т м а н а, Я, с не-Я, как в случае бесцветного кристалла и его окрашенного фона. Этот кристалл, хотя и бесцветный, кажется красным из-за присутствия его красного заднего плана. Если фон удалить, то кристалл сияет в своей изначальной чистоте. Точно так же дело обстоит с Атманом и антах-каранами (внутренними органами).
Но всё-таки эта иллюстрация не вполне подходящая. Ведь эго имеет источником А т м а н и не отделено от Него, как задний план от кристалла. Поскольку эго имеет источник в А т м а н е, необходимо только проследить его обратно, чтобы оно могло погрузиться в свой источник.
Центр эго и его сердцевина именуются Сердцем, точно так же, как и А т м а н.
Какой-то джентльмен спросил, правда ли, чmo йогины также достигают анахаты и таким образом реализуют Сердегный центр, как это делают и джнянины, хотя и другим способом.
М. Анахата с Сердечным центром не совпадает. А если бы даже и совпадала, почему йогины должны странствовать дальше, до сахасрары? Более того, ваш вопрос возникает из-за чувства отделённости, упорствующего в нас. Мы никогда не были вдали от Сердечного центра. Перед достижением анахаты или после про-
104Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1937 года
105 хождения её, но человек пребывает только в этом центре. Есть понимание этого или нет, человек не удалён от Сердечного