только через МЕНЯ. Шри Бхагаван упомянул Маниккавасагара:
"Мы поем бхаджаны и делаем всё остальное. Но мы не видели и не слышали о тех, кто видел Тебя".
Невозможно видеть Бога и всё-таки удерживать отдельное бытие. Видящий и видимое соединяются в единое Бытие. При этом нет познающего, нет познания, нет познаваемого. Всё погружается лишь в Единого Высочайшего Шиву!
4 февраля
451. Г-н С. С. Сурьянараяна Шастри, гитающий философию в Мадрасском университете, прибыл этой ногью. У него было сомнение, которое, как он сказал, было прояснено при гтении комментария Шармы на стихотворение "Познание А т м а н а"3. Сомнение было таково: Как может этот мир быть воображением или мыслью? Мысль — функция ума. Ум локализуется в мозгу. Мозг находится внутри черепа человеческого существа, которое есть лишь бесконечно малая часть вселенной. Как же тогда вселенную можно поместить в клетки мозга?
1 Шива, наполовину состоящий из Умы (правая половина тела — Шива,
левая — Ума).
ардха - половина; ари - дама (Ума); Ишвара - Шива.
2 Святой, один из самых известных тамильских поэтов-шиваитов (VII в.).
3 Стихотворение Махарши. См. о нём "Писания, книги и работы, упомя
нутые в тексте бесед", с. 433 настоящего издания.
Шри Бхагаван ответил, сказав: Пока ум рассматривается как некая сущность описанного типа, сомнение будет сохраняться. Но что такое ум? Давайте рассмотрим. Мир виден, когда человек просыпается после сна. Он приходит после "я"-мысли. Голова поднимается, и поэтому ум становится активным. Так что же такое этот мир? Мир — это объекты, рассеянные в пространстве. Кто постигает его? Ум. Не является ли ум, который постигает пространство, сам пространством [акаша]? Пространство — это физический эфир [бхутакаша]. Ум — это ментальный эфир [манокаша], содержащийся в трансцендентальном эфире [гидакаша]. Ум есть, таким образом, принцип эфира, акаша таттва. Будучи принципом знания [джняна таттва], он отождествляется метафизиками с эфиром [акаша]. Если рассматривать его как эфир (акашу), то не будет трудности в улаживании мнимого противоречия в этом вопросе. Чистый ум [шуддха манас] есть эфир [акаша]. Динамичный и инертный аспекты ума [раджас и тамас] действуют как грубые объекты и т. д. Таким образом, вся вселенная является лишь производимой в уме — ментальной.
Опять-таки, рассмотрите человека, который видит сон. Он лег спать в комнате с закрытыми дверями, так что ничего не может помешать ему во время сна. Когда он спит, глаза его закрыты и он не способен увидеть какой-либо объект. Тем не