инструкции.
М. Да, Гуру внутри, а не вовне. Один тамильский святой сказал:
"О Гуру, всегда пребывающий внутри меня, но сейчас проявившийся в человеческой форме, только чтобы вести и защищать меня!"
Что пребывает внутри как А т м а н, проявляется в своё время как Гуру в человеческой форме.
П. В конце концов всё это понимается так. Увидеть джняни совсем не значит понять его, ибо видимо лишь тело джняни, а не его джняна. Следовательно, необходимо быть джняни, чтобы узнать джняни.
М. Джняни никого не рассматривает как аджняни, все для него только джнянины. В состоянии неведения человек накладывает собственное невежество на джняни и ошибочно считает его делателем. Джняни, пребывающий в состоянии джняны, не видит ничего отдельным от Себя, А т м а н а, который сияет повсюду и является только чистой джняной. Поэтому, на его взгляд, никакой аджняны нет. Вот пример, поясняющий такую иллюзию, или наложение. Два друга улеглись спать рядом. Одному из них приснилось, что они оба отправились в длительное путешествие, во
время которого у них были удивительные переживания. Проснувшись, он вспомнил их и стал расспрашивать своего друга, было ли так на самом деле. Тот просто рассмеялся, сказав, что это был лишь его сон, который не мог повлиять на другого человека.
Так же дело обстоит и с аджняни, который переносит свои иллюзорные идеи на остальных.
Относительно неведения [аджняна] в ранней юности и знания [джняна] в настоящее время Шри Бхагаван сказал: Нет джняны, как это обычно понимается. Обычные представления о джняне и аджняне — лишь относительны и фальшивы. Они нереальны и поэтому не постоянны. Истинное состояние — недвойственное Я. Оно вечно и пребывает независимо от того, сознаётся Оно или нет. Это подобно кантхабхаране или десятому человеку1.
П. Некто другой указывает на Я.
М. Этот некто не является внешним. Вы ошибочно принимаете тело за Гуру, но сам Гуру так не думает. Он — бесформенное Я. Оно внутри вас, а Гуру проявляется вовне, только чтобы вести вас.
500. П. Когда все мысли изгнаны и ум спокоен или вступает в состояние небытия, или пустоты, то какое усилие требуется со стороны "искателя", чтобы иметь прямое переживание [пратьяк-шабхава] "видения" Себя (т. е. видения манго как манго)?
М. Кто видит небытие, или пустоту? Что такое пратьякша? Вы называете восприятие манго пратьякшей? Оно включает игру кармы, карты и карьи (действия, делающего и делаемого). Поэтому оно относительно и не абсолютно. Поскольку сейчас вы видите предмет, вы говорите, что здесь