отдача — единственный путь. Поэтому он отдаёт себя Богу. Отдача состоит в предании себя и своей собственности на Милость Господа. Что тогда остаётся для человека? Ничего — ни он сам, ни его собственность. Телу надлежит родиться и умереть, будучи пожертвованным Господу, человеку больше не нужно беспокоиться о нём. Тогда рождение и смерть не могут вселить ужас. Причиной страха было это тело; оно более не принадлежит человеку, почему же он должен сейчас бояться? Или где та индивидуальность человека, которая может испугаться?
Таким образом, А т м а н осознан и результатом является Блаженство. Здесь и заключена тема: свобода от страдания и обретение Счастья. Это высочайшее благо, которого можно добиться. Отдача — синоним самого Блаженства. Таково "отношение" (связь между Целью и её достижением).
"Плод" состоит в размышлении над этой темой и в обретении Знания, которое всегда присутствует, здесь и сейчас. Строфа заканчивается упоминанием о "бессмертных".
'Здесь — Блаженство.
2 Здесь речь идёт о Его поэме "Сорок стихов о Реальности" (Улладу Нар-
паду). См. с. 434.
3 См. сноску 1 в беседе 506 на с. 234.
1 «Сильно страшащиеся смерти находят прибежище у стоп Высочайшего Господа, не знающего ни рождения, ни гибели. Может ли мысль о смерти возникнуть у тех, кто уничтожил их "я" и "моё" и стал бессмертным?» См. [5; 8, с. 138].
276Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
2773. Пять чувств означают тонкие функции [танматры], именно, слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Их изменения создают всю вселенную; они варьируются соответственно трём гунам следующим образом:
тамасу (тупости) отвечают грубые элементы; раджасу (активности) — инструменты для познания объектов; саттве (чистоте) — различные виды чувственного познания; а также:
тамасу отвечают грубые объекты, т. е. мир;
раджасу — жизненные энергии [праны] и органы действия
[кармендрии]; саттве — чувства.
Органы действия [кармендрии} — это органы хватания, хождения, речи, выделения и размножения.
Сейчас рассмотрим звон колокола. Звук относится к слуху; колокол является объектом, видоизменением гуны тамас. Раджас-тигеские танматры, изменяющиеся как вибрации звука, распространяются вокруг колокола, затем посредством эфира связываются с ухом, чтобы чувствоваться как звук. Знание, распознающее это как звук, является саттва танматрой.
То же самое с остальными чувствами: осязание [вайю] — тан-матра воздуха; (видение) форм [рупа] — танматра теджас; вкус [an] — танматра воды; запах [притхви] — танматра