эго, выход за пределы мира, осознание Себя — это состояние, которое дорого всем и свободно от чувства единства и двойственности".
См. [5; 8, с. 138].
1 Современник Свами Вивекананды, он стал монахом, вдохновлённый
его лекциями. Написал книгу "In the woods of God Realization (Поляна по
стижения Бога)", в которой, возможно, и сделал это пророчество.
2 Стихотворение Шри Бхагавана "Песнь об аппаламе". См. [5; 8, с. 184—186.
278Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
279царя йогов [йогираджа]? Шива появился перед ними, сидящим под священным баньяном. Будучи царём йоги, должен ли Он практиковать йогу? Он сел и сразу ушёл в самадхи; Он находился в совершенном Покое. Торжествовала Тишина. Сыновья Брахмы увидели Его, и эффект был немедленным. Они впали в самадхи, и их сомнения пришли к концу.
Безмолвие — истинная упадеша. Это совершенная упадеша. Она подходит только для наиболее подготовленных искателей. Остальные не способны получить от неё полное вдохновение. Поэтому им необходимы слова, чтобы объяснить Истину. Но Истина лежит по ту сторону слов. Она не допускает толкований. Всё, что возможно сделать, — это только показать Её. Как это должно быть сделано?
Люди находятся в иллюзии. Если чары удалены, то они познают Истину. Им нужно сказать, чтобы они осознали ложность иллюзии. Тогда они постараются избежать её ловушек. Результатом станет вайрагъя. Они будут исследовать Истину, т. е. искать Себя. Это заставит их пребывать как А т м а н. Шри Шанкара, будучи аватарой Шивы, был полон сострадания к падшим существам. Он хотел, чтобы все они осознали своё блаженное Я. Он не мог достичь их всех Своим Безмолвием. Поэтому он и сочинил Дакшина-мурти ототру в форме гимна, чтобы люди могли читать её и понимать Истину.
Какова природа иллюзии? Все находятся во власти наслаждения, т. е. триады: наслаждающийся, объект наслаждения, наслаждение [бхокта, бхогьям, бхога] из-за ложного представления, что объекты наслаждения [бхогья васту] реальны. Эго, мир и творец — принципы, лежащие в основе иллюзии. Если они познаны как не стоящие в стороне от А т м а н а, то иллюзии больше не будет.
Первые четыре шлоки относятся к миру. Он показан тождественным с Учителем, чьё Я является так же тем же самым, что и Я искателя, или с Учителем, которому искатель отдаёт себя. Следующие четыре шлоки занимаются человеком, чьё Я показано являющимся Я Учителя. Девятая шлока рассматривает Игивару, а десятая — сиддхи, или Реализацию.
Такова схема стотры.
Что такое здесь дарпана [зеркало]? Зеркало, как мы