Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

и единственной.

П. Я хочу знать свою таттву и свои обязанности.

М. Познайте сначала вашу таттву, а затем можете спрашивать, каковы ваши обязанности. Вы должны существовать, для того чтобы знать и выполнять свой долг. Осознайте своё бытие, а затем спрашивайте о своих обязанностях.

26 октября

566. В тамильской газете "Арья Дхармам" появилась статья о вайрагъе, бесстрастии. Шри Бхагаван зачитал её в ответ на один из вопросов. Эта статья в сжатом виде прозвучала так:

вайрагъя = ей + рага = вигатарага (непривязанность).

Вайрагъя возможна только для мудрого. Однако она часто ошибочно толкуется обычными людьми. Например, человек часто говорит: "Я решил не идти в кино". Он называет это вайра-гъей. Такая ложная интерпретация слов и старых изречений не редка. Опять-таки, мы часто слышим "Собака видна, камень не виден; камень виден, собака не видна". Это выражение обычно применяется, когда человек не может найти булыжник, чтобы бросить в бродячую собаку. Но это популярное изречение имеет гораздо более глубокое значение. Оно основано на одной истории. Дом некого богатого человека охранялся очень хорошо. Кроме того, к колонне у входа был также привязан цепью свирепый пес. Собака и цепь являлись, однако, очень искусными образцами художественной работы. Они были вырезаны из камня, но выглядели как живые. Один из пешеходов на дороге как-то испугался, увидев свирепое животное, и поранился, пытаясь увернуться от него. Добрый сосед позаботился о пострадавшем и сказал ему, что здесь собака не живая. Когда тот же человек проходил мимо этого же дома в следующий раз, он восхищался искусством скульптора и забыл своё прежнее переживание. Таким образом, когда прохожий видел собаку, он не мог видеть камень, из которого она сделана, и опять, когда он видел в "охраннике" скульптуру, он не видел никакой собаки, опасной для него. Отсюда и эта поговорка. Сравните её с другой: "Слон прячет дерево, а дерево прячет слона". Здесь речь идёт о деревянном слоне.

274

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

275 Я [Атма] — всегда Бытие-Сознание-Блаженство [Сат-Чит-Ананда]. Из них Бытие и Сознание переживаются во всех состояниях, тогда как последнее, говорят, переживается только в глубоком сне. Поэтому возникает вопрос, каким образом истинная природа А т м а н а1 может быть утрачена в состояниях бодрствования и сна со сновидениями. Она, по правде говоря, не потеряна. В глубоком сне ума нет и А т м а н сияет Сам по Себе, в то время как в двух других состояниях сияет отражённый свет