Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

А т м а н.

П. Для этого я хочу получить прасад, т. е. Милость.

М. Он всегда с вами. От вас требуется только не смешивать себя с умом, обращённым вовне; только пребывайте как А т м а н. Это и есть прасад.

(Этот джентльмен простёрся перед Шри Бхагаваном и удалился.)

'В Упадеша Сарам. См. [5; 8, с. 132-133].

84

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

383. Свами Локешананда, санньясин, спросил Шри Бхагавана: Имеется ли прарабдха для дживанмукты?

М. Кто задаёт вопрос? От кого этот вопрос исходит? Является ли дживанмуктой тот, кто спрашивает?

П. Нет, я пока ещё не Освобождённый [мукта].

М. Тогда почему бы не оставить этот вопрос дживанмукте, чтобы он сам задал его?

П. Сомнение возникает у меня.

М. Именно так. Сомневается только аджняни, у джняни сомнений нет.

П. Согласно доктрине, что нет ничего нового [аджата вада], объяснения Шри Бхагавана безупречны; но приемлемы ли они для других школ мысли?

М. В учении адвайты есть три методических подхода.

1. Аджата вада представлена тем, что нет утраты, нет творе

ния, никто не связан, нет духовного практика [садхака], никто не

стремится к Освобождению, нет Освобождения. Это — Высочай

шая Истина (Мандукъя Карики, II — 32).

Согласно этой доктрине, существует только Единое, и Оно не подлежит никакому обсуждению.

2. Дришти сришти вада [одновременное творение] иллюстри

руется так. Два друга спят бок о бок. Одному из них снится, что

он идёт со своим другом в Бенарес и возвращается. Он рассказы

вает своему проснувшемуся другу, что они оба были в Бенаресе.

Тот отрицает это. Такое утверждение истинно с точки зрения од

ного и отрицается с точки зрения другого.

3. Сришти дришти вада проста [постепенное творение и зна

ние о нём].

Карма — это прошлая карма и т. д., т. е. прарабдха, агами и сангита. Для этого должны существовать картритва [делание] и карта [делатель]. Карма [действие] не может присутствовать для тела, поскольку оно не одушевлено. Оно существует только, пока длится дехатма буддхи [идея "Я-есть-тело"]. После выхода за пределы дехатма буддхи человек становится джняни. В отсутствие этой идеи не может быть ни картритвы, ни карты. Поэтому джняни не имеет кармы. Таков его опыт. В противном случае он не джняни. Однако аджняни отождествляет джняни с его телом, чего джняни не делает. Поэтому аджняни считает, что джняни действует, так как его тело активно, а потому он спрашивает, затрагивается ли джняни прарабдхой.

Писания говорят, что джняна — огонь, сжигающий все кармы [сарсакармани]. Сарва [всё] толкуется двояко: