А т м а н.
П. Для этого я хочу получить прасад, т. е. Милость.
М. Он всегда с вами. От вас требуется только не смешивать себя с умом, обращённым вовне; только пребывайте как А т м а н. Это и есть прасад.
(Этот джентльмен простёрся перед Шри Бхагаваном и удалился.)
'В Упадеша Сарам. См. [5; 8, с. 132-133].
84Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
383. Свами Локешананда, санньясин, спросил Шри Бхагавана: Имеется ли прарабдха для дживанмукты?
М. Кто задаёт вопрос? От кого этот вопрос исходит? Является ли дживанмуктой тот, кто спрашивает?
П. Нет, я пока ещё не Освобождённый [мукта].
М. Тогда почему бы не оставить этот вопрос дживанмукте, чтобы он сам задал его?
П. Сомнение возникает у меня.
М. Именно так. Сомневается только аджняни, у джняни сомнений нет.
П. Согласно доктрине, что нет ничего нового [аджата вада], объяснения Шри Бхагавана безупречны; но приемлемы ли они для других школ мысли?
М. В учении адвайты есть три методических подхода.
1. Аджата вада представлена тем, что нет утраты, нет творе
ния, никто не связан, нет духовного практика [садхака], никто не
стремится к Освобождению, нет Освобождения. Это — Высочай
шая Истина (Мандукъя Карики, II — 32).
Согласно этой доктрине, существует только Единое, и Оно не подлежит никакому обсуждению.
2. Дришти сришти вада [одновременное творение] иллюстри
руется так. Два друга спят бок о бок. Одному из них снится, что
он идёт со своим другом в Бенарес и возвращается. Он рассказы
вает своему проснувшемуся другу, что они оба были в Бенаресе.
Тот отрицает это. Такое утверждение истинно с точки зрения од
ного и отрицается с точки зрения другого.
3. Сришти дришти вада проста [постепенное творение и зна
ние о нём].
Карма — это прошлая карма и т. д., т. е. прарабдха, агами и сангита. Для этого должны существовать картритва [делание] и карта [делатель]. Карма [действие] не может присутствовать для тела, поскольку оно не одушевлено. Оно существует только, пока длится дехатма буддхи [идея "Я-есть-тело"]. После выхода за пределы дехатма буддхи человек становится джняни. В отсутствие этой идеи не может быть ни картритвы, ни карты. Поэтому джняни не имеет кармы. Таков его опыт. В противном случае он не джняни. Однако аджняни отождествляет джняни с его телом, чего джняни не делает. Поэтому аджняни считает, что джняни действует, так как его тело активно, а потому он спрашивает, затрагивается ли джняни прарабдхой.
Писания говорят, что джняна — огонь, сжигающий все кармы [сарсакармани]. Сарва [всё] толкуется двояко: