Единое сияет одно, без другого.
П. Существует ли поглощение слога ОМ [Омкара]?
М. ОМ — это вечная истина. То, что остаётся после исчезновения предметов есть ОМ, который не сливается ни с чем. Это Состояние, о котором сказано: "Где не видят ничего другого,
не слышат ничего другого, не познают ничего иного — это Совершенство" (Ятра нанъят пашьяти, наньят шруноти, наньят виджанати са бхума1). Все медитации [упасаны] направлены на достижение этого состояния. Не следует прилипать к упасанам, необходимо вопрошать: "Кто я?" и найти Себя.
П. Дома мне нет радости. В семье больше делать нечего, ибо я закончил всё, что должен был сделать. Сейчас там мои внуки и внучки. Могу ли я оставаться в доме или должен покинуть его и уйти?
М. Вам следует оставаться именно там, где вы находитесь сейчас. Но где вы сейчас? Вы в доме или дом в вас? Существует ли какой-нибудь дом отдельно от вас? Если вы закрепитесь в своём собственном месте, то увидите, что все вещи погружены в вас и тогда не будет причины для таких вопросов, как эти.
П. Да. Тогда похоже на то, что я мог бы оставаться дома.
М. Вы должны оставаться в своём подлинном состоянии.
635. Один джентльмен из Хоспета, штат Андхра-Прадеш,
вернулся из паломнигества в Кайлас, Амарнатх и т. д. Он опи
сывал, как красивы эти места и каким трудным было путеше
ствие, В конце концов он попросил гего-нибудъ, что напомнило бы
ему о Махарши, имея в виду какое-либо наставление.
М. Вы были на Кайласе и в других местах. А были ли вы в Муктинатхе?
П. Нет. Это путешествие оказалось слишком трудным для меня. Но я всё-таки посетил Непал. Вы были там?
М. Нет, нет. Я упомянул Муктинатх случайно.
Затем Шри Бхагаван заметил: Посетить Кайлас и вернуться — это всё равно, что заново родиться, потому что там идея тела, отождествления с телом, отпадает.
636. Г-жа Келли Хак спросила, можно ли состояния сновидений
и бодрствования вообразить поездками из естественного состоя
ния А т м а н а.
М. Для поездок должно быть место, которое также должно лежать вне человека. Это невозможно в истинной природе А т м а н а.
П. Но я имела в виду, что так можно себе представить.
Чхандогья упанишада (VII.24.1). См. [15].
352Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1939 года
353М. Так же хорошо можно представить и истинную природу А т м а н а.
П. Пример экрана очень хорош.
М. Киноэкран не имеет сознания, а потому требует сознательного наблюдателя, тогда как "экран" А т м а н а, Я, включает в себя наблюдателя и наблюдаемое — скорее, он полон света.
Кинокадры нельзя увидеть без