всё.
П. Мне не понятно. Как это сделать?
М. Методом атма-вигары.
П. Будучи таким неуловимым, он представляется слишком трудным для усвоения. Что я должен делать, если чувствую себя не готовым для этого метода исследования?
М. Руководство там есть. Людям остаётся пользоваться им.
25 декабря
431. Джентльмен, говорящий на телугу, поднялся и спросил:
Говорят, что ум должен быть чистым, когда все его васаны унич
тожаются. Это также и Завершение. Когда есть что-то для обрете
ния, то разве это — недвойственность?
М. Пусть ум сначала станет чистым. Если после этого тот же вопрос возникнет, то тогда можно будет поискать и ответ.
26 декабря
432. Посетитель из Андхра-Прадеш спросил: Что такое глубокий сон?
М. Да ведь вы переживаете его каждый день.
П. Я хочу точно знать, что он такое, чтобы его можно было отличить от самадхи.
М. Как вы можете, бодрствуя, узнать, что такое глубокий сон? Ответ состоит в том, чтобы отправиться в этот сон и выяснить, чем он является.
П. Но я не могу получить знания о нём таким способом.
М. Этот вопрос должен был возникнуть в глубоком сне.
П. Но я не могу задать вопрос там.
М. Таким образом, это и есть глубокий сон.
Шри Бхагаван вышел (из Холла) на несколько минут. После его возвращения тот же самый геловек спросил: Мы видим, что осознавшие себя джнянины принимают пищу и совершают действия подобно всем остальным. Имеют ли они также опыт состояний сновидения и глубокого сна?
М. Почему вы стремитесь знать о состоянии других, пусть и джнянинов? Что вы приобретёте, узнавая о других? Вы должны стремиться постичь свою собственную природу.
Что вы думаете о себе, кем вы являетесь? Очевидно — телом.
П. Да.
М. Подобным образом вы и джняни принимаете за это видимое тело, а после этого приписываете и действия. Это заставило вас поставить те вопросы. Сам джняни не спрашивает, есть ли у него дремота или глубокий сон. У него самого нет сомнений. Сомнения обуревают вас. Это должно убедить вас в ошибочности ваших предпосылок. Джняни — не тело. Он — А т м а н, истинная природа всего.
Глубокий сон, сновидение, самадхи и т. п. —это всё состояния невежественных. А т м а н свободен от них всех. Здесь также и ответ на ваш первый вопрос.
П. Я стремился познать состояние непоколебимого знания [стхита праджнята].
М. Шастры существуют не для джняни. У него нет сомнений, подлежащих разъяснению. Загадки имеются только для невежественных. Шастры существуют лишь для них.
140Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
141 П. Глубокий сон — это