Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

того, как

впадает в океан, так и человек также утрачивает все движения

после того, как погружается в Себя.

555. Шри Бхагаван однажды рассказал, как Кавьякантха Гана-

пати Муни спросил Его: Мое собственное мнение таково, что че

ловек может жить на три рупии в месяц. Каково мнение Шри

Бхагавана по этому вопросу?

М. Человек может жить счастливо только в том случае, если знает, что ему ничего не требуется для жизни.

556. Майор Чадвик однажды вегером спросил Шри Бхагавана:

Говорят, что мир проявляется после того, как ум становится про

явленным. Когда я в глубоком сне, ума нет. Разве для других мир

не существует тогда? Разве это не показывает, что он является

продуктом какого-то вселенского ума? Как тогда мы можем гово

рить, что мир не материален, но лишь подобен сновидению?

М. Мир не говорит вам, что он создан индивидуальным или вселенским умом. Лишь индивидуальный ум видит мир. Когда этот ум исчезает, мир также исчезает.

Некий человек видел во сне своего отца, умершего тридцатью годами ранее. Более того, ему приснилось, что у него ещё четыре брата и что отец разделил своё имущество между ними. Разгорелась ссора, братья напали на этого человека, и он проснулся в испуге. Потом он вспомнил, что всегда был одинок, братьев у него не было, а отец умер давным-давно. Его испуг уступил место удовлетворению. Итак, вы понимаете — когда мы видим наше Я, мира нет, а когда утрачиваем Себя, мы оказываемся связанными в этом мире.

557. Посетитель спросил: Нам советуют концентрироваться на

точке между бровями. Это правильно?

М. Каждый сознаёт "Я семь". Оставляя в стороне это сознава-ние, человек мечется в поисках Бога. Какова польза от фиксации внимания между бровями? Просто глупо говорить, что там находится Бог. Цель данного вам совета — помочь уму сконцентриро-

ваться. Это один из силовых методов контроля ума и предотвращения его рассеяния, когда ум насильственно направляется в одно русло. Это помощь в концентрации.

Однако наилучшим средством Реализации является исследование "Кто я?" Настоящая беда — в уме, и она должна быть удалена только умом.

П. Следует ли соблюдать ограничения в пище?

М. Саттвигеская пища в ограниченном количестве.

П. Есть много асан. Какая из них наилучшая?

М. Однонаправленность, или сосредоточение, ума [нидидхъя-сана] — самая лучшая.

558. Один из посетителей спросил: Шри Бхагаван! Когда я

услышал о Вас, во мне возникло сильное желание Вас увидеть.

Почему?

М. Желание возникло тем же самым способом, каким тело возникает для А т м а н а.

П.