— все они вызваны васанами конкретного человека. Когда васаны погибают, галлюцинации того человека исчезают, т. е. можно сказать, что один сосуд разбит и относительное отражение прекратилось.
В действительности А т м а н никогда не ограничен. Поэтому для Него не может быть Освобождения. Все беды существуют только для эго.
10 ноября
Кто-то спросил, почему ошибочно говорить о множественности джив. Джив, несомненно, имеется много. Ведь джива — это лишь эго, и джива образует отражённый свет А т м а н а. Множественность "я" может быть ошибочной, но не джив.
М. Джива называется так потому, что видит этот мир. Видящий сон может видеть в своём сновидении много джив, но все они нереальны. Существует только тот, кому сон снится, и это он видит всё. Так же дело обстоит с конкретным человеком и миром. Существует также учение о едином Я, которое также называется учением об одной единственной дживе. Оно утверждает, что джива только одна, и она видит весь этот мир и индивидуумов (джив) в нём.
П. Тогда джива тут означает А т м а н а.
М. Именно так. Но А т м а н не является наблюдателем (объектов). Здесь же говорится, что Он видит мир, а поэтому и рассматривается как джива.
572. П. В чём польза страха смерти, который есть у всех людей?
М. Действительно, он обычен для всех. Такой страх не служит какой-либо полезной цели, потому что человек, переполненный скрытыми склонностями ума, умирает естественной смертью.
Страх не ведёт его к непривязанности, и он не может исследовать
этот вопрос1.
П. Значит, тогда Вы даёте одинаковые наставления всем посетителям, без всякого различия?
М. Что я им говорю? В каждом человеке эго должно умереть. Пусть он размышляет над этим. Есть эго или его нет? Повторяя и повторяя размышление, человек становится всё более и более сильным.
11 ноября
573. Г-н Ранганатха Айяр, который 14 лет является преданным Шри Бхагавана, приехал сюда. Он спросил: Насколько велик интервал между смертью человека и его перевоплощением?
М. Он может быть длинным или коротким, но джняни не затрагивается никакими подобными изменениями, ибо после смерти погружается во всеобщее Бытие; так говорит Брихадараньяка упа-нишада. Некоторые говорят, что идущие после смерти путем Света, не рождаются вновь, тогда как принимающие путь Тьмы возрождаются, когда насладились плодами кармы в своих тонких телах.
Некоторые утверждают, что человек сразу перерождается здесь, если его достоинства и недостатки уравновешены. Когда перевешивают достоинства, тонкое тело идёт на небеса