Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

чтобы сказать, что он умер, тогда как крепко спавший говорит, что он сладко спал.

П. Потому что глубокий сон — временная смерть.

М. Если смерть временна и жизнь временна, что является реальным?

П. Что означает этот вопрос?

М. Если жизнь и смерть — вещи временные, то должно быть нечто не временное. Реальность — то, что не преходяще.

П. Нет ничего реального. Всё временно. Всё — иллюзия [майя].

М. Откуда берётся майя?

П. Сейчас я вижу Вас, и это всё майя.

М. Если все майя, как возникает любой вопрос?

П. Почему должно быть перевоплощение?

М. Для кого?

П. Для совершенного человеческого существа.

М. Если вы совершенны, то почему боитесь родиться снова? Страх указывает на несовершенство.

П. Не этого я боюсь. Но Вы говорите, что я должен родиться снова.

М. Кто говорит так? Вы сами задаёте этот вопрос.

П. Я имел в виду следующее. Вы — совершенное Существо, а я — грешник, и Вы говорите мне, что я как грешник должен родиться заново, чтобы совершенствовать себя. Да?

М. Нет, я не говорю так. Напротив, я утверждаю, что у вас нет рождения, а следовательно, нет и смерти.

358

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1939 года

359

П. Вы хотите сказать, что я никогда даже и не был рождён?

М. Да, сейчас вы считаете себя телом, а потому смешиваете себя с его рождением и смертью. Но вы — не тело и не имеете ни рождения, ни смерти.

П. Поэтому Вы не поддерживаете теорию перевоплощений?

М. Да, не поддерживаю. Наоборот, я хочу устранить ваше заблуждение, касающееся будущего перевоплощения. Вы тот, кто думает, что будет рождён вновь.

Наблюдайте, для кого вопрос возникает. Если вопрошающий не найден, то такие вопросы никогда не получат окончательного разрешения.

П. Это не ответ на мой вопрос.

М. Напротив, это ответ, разъясняющий суть дела, а также и все другие сомнения.

П. Это не удовлетворит всех остальных.

М. Оставьте остальных в покое. Если вы позаботитесь о себе, то другие смогут позаботиться о себе сами.

(Воцарилась тишина. Собеседник покинул Холл герез несколько минут, по-видимому, недовольный этими словами.)

Несколько минут спустя Шри Бхагаван заметил: Сказанное будет работать в нём. Разговор будет иметь своё действие.

Он не принимает никакой Реальности. Ладно, но кто определил, что всё нереально? Иначе это определение тоже становится нереальным.

Теория эволюции распространяется человеком в этом состоянии. Где она, если не в его уме?

Чтобы говорить, что душу необходимо совершенствовать после смерти, требуется принять существование души. Поэтому человек